В соответствии с проектом приказа Минфина России «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017–2019 годы и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70 н “Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 годы”»1 в составе первоочередных федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) произошли существенные изменения.
Если ранее даже наименования будущих ФСБУ полностью соответствовали наименованиям соответствующих МСФО (международных стандартов финансовой отчетности) («Аренда», «Доходы», «Расходы» и др.), то в соответствии с проектом в составе ФСБУ появляются стандарты, аналоги которых вообще отсутствуют в МСФО.
Ну что это, как не наш собственный, российский, путь в регламентации бухгалтерского учета?
Одним из таких ФСБУ, аналогов которым нет в МСФО, является стандарт «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)». Представление проекта данного ФСБУ намечено на III квартал 2017 года, принятие Советом по стандартам бухгалтерского учета при Минфине России — на I квартал 2018 года, а начало обязательного применения — с 1 января 2020 года.
То, что государство стало уделять повышенное внимание дебиторской задолженности, проявляется и в том, что Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ существенно пересмотрена ст. 266 «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам» НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Кроме того, не могут быть включены в расчет резерва по сомнительным долгам расходы на формирование резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (п. 3 ст. 266 НК РФ).