В частных компаниях и конторах руководители, как правило, сразу прививают кодекс поведения сотрудников: принцип «угоди клиенту» здесь закладывается с момента устройства на работу. Перед посетителем и уж тем паче заказчиком надо сохранять спокойствие, улыбаться, уметь сглаживать углы и поддерживать реноме благожелательной фирмы.
А вот в учреждениях, которые так или иначе связаны с государственным управлением и финансированием, палитра человеческих качеств местных работников наблюдается лучше. Как ни крути, а бонусная поощрительная система в данных организациях не очень выстроена. Потому в тех же районных поликлиниках или муниципальных предприятиях жилкомхоза граждане могут частенько слышать грубые реплики типа: «Куда вы лезете?» или «Что тут непонятного, читайте объявление!».
В какой-то мере таких сотрудников, сидящих на весьма скромных окладах и символических премиях, можно понять. Многие из них трудятся отнюдь не с радостью, годами шагая по жизни, как по опостылевшей рутинной колее. Искать новое достойное занятие действительно сложно, но уверенность в своей незаменимости есть. Получается, что при наличии опыта человек черствеет, начинает воспринимать свой труд как раздражающую ношу. Оттого в чуть нестандартной ситуации и следует всплеск его негатива по принципу «меня на всех не хватит».
В то же время имеющий хорошее воспитание и светлую голову служащий при любом раскладе не должен позволять себе срываться на клиента. Тем более что такая отрицательная энергия тут же зеркально отражается на встречном отношении. А тот же соискатель, обращающийся за поддержкой в службу занятости, рассчитывает на удачу и на позитив. Подпортив ему настроение одной колючей фразой, можно получить цепную реакцию никому не нужной нервотрепки и агрессии.
Рассуждая на тему современного центра занятости, его эргономики и технического оснащения, логично бы отрегулировать и систему поощрения вежливости сотрудников. Довольные отношением к себе граждане могли бы, допустим, опускать некую оценочную фишку с именем специалиста или же выбирать на экране его рейтинговый балл. Вот тогда по итогам отчетного периода можно будет вручать заслуженную премию тем сотрудникам, кто своим расположением обеспечил здоровую атмосферу и улучшил имидж государственной структуры.