По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173

Датчики в системе мониторинга технического состояния узлов и агрегатов самоходных сельскохозяйственных машин

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, зав. лаб., лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, e-mail: gosniti@bk.ru
Воронов А. Н. науч. сотр., лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, e-mail: gosniti@bk.ru

В статье представлен материал по выбору и обоснованию датчиков, осуществляющих преобразование и связь сигналов, поступающих от узлов и агрегатов самоходных сельскохозяйственных машин. Приведены основные требования измерительных средств мониторинга контролируемых параметров самоходной сельскохозяйственной техники. Установлено, что в качестве измерительных датчиков необходимо применять аналоговые и цифровые преобразователи с преобразованием в электрический сигнал от 0 до 5 В. Для оптимального выбора измерительных средств применительно к простому, сложному диагностированию рекомендуется пользоваться критерием минимальных издержек с учетом установленной погрешности измерения, а также с возможностью реального физического контроля параметров на объекте диагностирования. После окончательного выбора средств измерения проводят их исследования в лабораторных условиях в целях определения диапазона измерения контролируемых величин, их характеристик: частоты и максимальной амплитуды колебания, выбора характерных точек присоединения измерительных средств. На основании проведенного анализа и экспертной оценки был определен перечень нескольких датчиков регистрации контролируемых параметров, используемых для определения технического состояния самоходных сельскохозяйственных машин.

Литература:

1. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 335 с.

2. Пучин Е. А. Основы теории надежности и диагностики технических систем. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. — 182 с.

3. Рабинович А. Ш., Сельцер А. А., Шаровский А. А. Методические указания по оценке, прогнозированию и нормированию ресурса и безотказности сельскохозяйственной техники. — М.: ГОСНИТИ, 1975. — 272 с.

4. Соломашкин А. А. Параметры технического состояния деталей машин // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2014. — Т. 116. — С. 114–118.

5. Дунаев А. В., Костомахин М. Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: ПАНОРАМА, 2016. — № 2. — С. 15–20.

6. Костенко С. И., Колчин А. В., Бобков Ю. К. Эксплуатация электронных средств технического диагностирования сельскохозяйственной техники // Рекомендации по организации и технология диагностирования тракторов с помощью установки КИ-13940. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 35 с.

7. Скибневский К. Ю. Принципы оптимизации номенклатуры структурных параметров и диагностичекой информации // Труды ГОСНИТИ. — М., 1985. — Т. 75. — С. 90–103.

Одной из основных задач, решаемых при эксплуатации сельскохозяйственных машин, является сбор информации об изменении текущего технического состояния машин, которое, в свою очередь, характеризуется значениями параметров. Так как изменение значения параметра до его предельного значения будет характеризовать отказ, то контроль значения параметра сводится к определению момента времени (наработки) достижения параметром его предельной величины. Из этого следует, что необходимо контролировать техническое состояние системы и ее элементов через параметры, характеризующие ее техническое состояние, что решается задачами технического диагностирования.

Известно, что параметры технического состояния разделяют на структурные и диагностические [1]. Между структурными и соответствующими диагностическими параметрами существует определенная связь, которая характеризуется функцией, если функциональной связи нет и, соответственно, нет предельных значений контролитуемых параметров, то тогда невозможно дать количественную оценку технического состояния машины. При этом не всегда удается составить однозначное соответствие одному структурному параметру. Один диагностический параметр может проявляться в нескольких структурных параметрах, и наоборот, один структурный параметр может характеризовать сразу несколько диагностических.

Исходную номенклатуру контролируемых параметров устанавливают на основе инженерного анализа причин отказов, которые обусловили выход из строя или потерю работоспособности составной части машины, узла, агрегата и т. д. Выявляется перечень лимитирующих контролируемых (ресурсных) параметров (табл. 1). Полученную совокупность контролируемых параметров подвергают сравнительной оценке путем определения корреляционных зависимостей, связанных с возникновением отказов по каждому отдельному параметру [2]. Для машин, находящихся в эксплуатации, используют критерий максимального количества отказов [3].

После выбора контролируемых парметров анализируются зависимости одних параметров от других, а также отбрасываются заведомо нелинейные и неоднозначные в области изменения ресурсного параметра от номинального значения до предельного. В перечень включаются параметры, отклонения значений которых за пределы установленных допускаемых значений будут характеризовать неисправность, а предельным значением будет характеризоваться отказ [4].

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Воронов А. Н., Датчики в системе мониторинга технического состояния узлов и агрегатов самоходных сельскохозяйственных машин. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: