По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дара Яра: «Под балканские ритмы невозможно усидеть на месте, на концертах все танцуют»

Автор сольного проекта «Дара Яра» Дарья Рыбакова любит эксперименты — звучание традиционных песен дополняется австралийскими, турецкими и даже африканскими духовыми инструментами. И все для того, чтобы заинтересовать слушателей, далеких от фольклора, показать красоту и многообразие народных песен, не только русских, но и балканских.

— Дара, давайте знакомиться. Вы занимаетесь традиционной культурой, песнями русскими и балканскими. Как вы пришли к исполнительской деятельности, с чего все начиналось?

— Петь я любила всегда, но музыкального образования не было, и я не занималась вокалом, а пела просто для себя, очень стеснялась публичных выступлений. Вообще была очень застенчивой, замкнутой девушкой. Но вот, ожидая первого ребенка, пошла на курсы для беременных, где одним из педагогов была Валентина Деревянко. Она очень интересно рассказывала про русскую традицию, мы пели колыбельные, учили детские потешки и игры. И так это все мне понравилось, что я решилась пойти петь в ансамбль «Дикое поле», которым руководит Валентина вместе со своим мужем Иваном. Тогда у меня не было никакого представления о настоящей русской традиции, и, когда меня в первый день попросили спеть какую-нибудь народную песню, я, кроме «Катюши» и «Течет река Волга», не смогла ничего вспомнить (хотя они-то как раз и не народные, это авторские песни).

Когда я стала петь в ансамбле аутентичные фольклорные песни, я начала понимать всю глубину русской культуры и ее многообразие. А главное, насколько это красиво — многоголосное пение, и насколько этот мощный звук голоса естественен и приятен.

Меня очень быстро определили в основной состав ансамбля, начались концерты, выступления, фестивали... С маленьким ребенком на руках это было не просто, но мне так нравилось, что отказаться от пения я не могла. Так что дочка моя еще крохой побывала на сцене и посещала все репетиции.

В какой-то момент я поняла, что просто петь в ансамбле мне уже недостаточно, и решила пойти учиться.

— Куда вы пошли учиться?

— Сразу в институт. Экзамены были серьезные — фортепиано, сольфеджио, дирижирование, вокал... Из всего этого списка только последнее я умела хорошо, а остальное пришлось осваивать с нуля. Больше полугода мне понадобилось, чтоб освоить музыкальную грамоту. Приходилось сидеть ночами, выкраивать время на занятия, а ведь у меня даже пианино не было! В итоге я поступила в МГИК (Московский государственный институт культуры) на заочное отделение этномузыкологии, которое тогда, в 2013 г., только открылось. Когда выбирала между заочной и очной формой обучения, первый мой вопрос был: «А можно я буду ходить и туда и туда?» Так и получилось. 1 сентября я пришла на курс Виктора Владимировича Бакке и попросилась петь в хоре вместе с очниками. Он разрешил. Так я и ходила все 4 года — пела на всех показах и концертах со студентами дневного отделения и заочного тоже, конечно. Именно тогда зародилась моя любовь к Балканам — на первом курсе у В.В. Бакке мы пели болгарскую песню «Эрген деда», необычное звучание и красота которой вдохновила меня на изучение балканской традиции.

Для Цитирования:
Галина Осовская, Дара Яра: «Под балканские ритмы невозможно усидеть на месте, на концертах все танцуют». Дом культуры. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: