По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Дачная перспектива» удаленной занятости

Розинская Наталия Анатольевна кандидат экономических наук, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. В сокр., E-mail: rozinskaya@econ.msu.ru
Розинский Иван Анатольевич доктор экономических наук, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. В сокр.

Вызванная карантином трансформация технологических процессов, в частности рост удаленной занятости, может стать фактором, который усилит два важных демографических тренда. Один из них — сдвиг населения в зоны с более благоприятным климатом. Второй — развитие характерной для России маятниковой миграции городского населения и увеличение времени, проводимого жителями крупнейших российских городов в своих «вторых домах» — на дачах.

О стремлении увеличить возможности для удаленной работы своих сотрудников сообщили 83 % компаний, опрошенных в ходе исследования Всемирного экономического форума. Важнейшим фактором выступает также степень доступно сти Интернета. Чем выше средний уровень дохода жителей города, чем более постиндустриальный характер носит его экономика, тем большая доля работ может выполняться из дома. Когда к лету 2020 года прошел «первый шок» от перехода на удаленный режим, в исследованиях начали появляться предположения о том, что этот переход может оказаться не только вынужденной, но и целесообразной мерой, позволяющей увеличить производственную эффективность и/или улучшить условия труда. Похоже, бизнес и работники «распробовали» удаленную занятость. В развитых странах без потери эффективности удаленно может выполняться работа, на которую приходится примерно 30 % общего рабочего времени. Опрос 800 руководителей корпораций по всему миру выявил, что 38 % из них ожидают, что работники в период после пандемии будут работать вне офиса два рабочих дня и менее, и лишь 19 % считают, что удаленная работа будет занимать большую часть рабочего времени сотрудников (от трех дней).

Ряд оценок потенциала удаленной занятости был сделан и для России. Доля занятости в российских городах, которая может быть переведена в удаленный режим, составляет около 30 %. В ряде заявлений российских банков — крупных работодателей для офисных работников — звучали похожие цифры ожидаемого после завершения пандемии распространения постоянной или частичной удаленной занятости, которая предположительно может затронуть порядка 30 % персонала. Если переход на исключительно удаленный режим работы в период после пандемии может носить не столь массовый характер, то широкое распространение частично удаленного режима — например, присутствие в офисе два-три дня в неделю из пяти — представляется высоковероятным. Для сотрудников такой режим будет означать более свободный рабочий график, позволяющий лучше распоряжаться своим временем, а для работодателя — возможность благодаря посменной работе нескольких человек на одном рабочем месте сократить расходы на офисные помещения. Таким образом, оценки российских управленцев не сильно отличаются от среднемировых.

Для Цитирования:
Розинская Наталия Анатольевна, Розинский Иван Анатольевич, «Дачная перспектива» удаленной занятости. Глава местной администрации. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: