Мировая торговля сталкивается с беспрецедентным вызовом — глобальным экономическим кризисом, самым серьезным за последние десятилетия, разразившимся из-за пандемии коронавируса. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить, однако уже международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах.
В условиях глобальной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19, многие страны вводят экспортные ограничения, границы перекрывают, а ценник на продукты и услуги растет. Из-за сложившейся ситуации в мире экономику ждет существенное снижение спроса, что скажется на всех сферах.
Вводится множество ограничений на поставку продовольственной продукции, выставляются дополнительные условия на импорт и экспорт товаров медицинского назначения. В связи с повальными ограничениями на границе возникает несколько проблем, связанных со сроками доставки грузов, исполнением контракта и таможенным оформлением.
В целом все проблемы можно сгруппировать:
1. Логистические. Удорожание стоимости перевозок, а также увеличение стоимости складского хранения как в России, так и за рубежом.
2. Финансовые. В частности, невозможность быстро перекредитоваться, сложности с получением по низким ставкам кредита на оборотные средства и другие цели.
3. Организационно-технические, связанные с автоматизацией и цифровизацией бизнес-процессов [1].
Однако есть и положительные моменты. Многие рынки сейчас трансформируются, соотношение спроса и предложений пересматривается. Российские предприниматели уже начали активно перепрофилировать свой товарный ассортимент. Наиболее высокий спрос сейчас идет на товары первой необходимости и товары из медицинской сферы. Турция, Сербия, Финляндия, США, страны Евросоюза и многие другие активно интересуются товарами российского производства, а именно пищевой продукцией, бактерицидными лампами, ультрафиолетовыми устройствами и облучателями, средствами индивидуальной защиты, а наши российские компании закупают медицинские маски и халаты, продукты питания из стран Юго-Восточной Азии [2]. С каждым днем перечень товаров растет.