Новая коронавирусная инфекция COVID-19, начавшаяся в Китае, практически сразу приняла неуправляемый характер геометрической прогрессии.
В настоящей статье авторы представили результаты проведенного исследования в области сравнения мер, принимаемых правительствами ряда стран мира по борьбе с заболеванием и, что наиболее важно, с последствиями этого заболевания в социально-экономической сфере.
Совокупность представленных факторов определяет острую необходимость не только во внедрении мер по сдерживанию и недопущению распространения COVID-19, но и в большей мере в разработке мер и механизмов поддержки, а в ряде случаев и спасения экономики.
Меры поддержки и восстановления социально-экономической сферы на государственном уровне были разработаны и внедрены в рамках системной борьбы с распространением COVID-19 практически во всех странах, пострадавших от пандемии. Объем мер поддержки в денежном выражении и их характер в разных странах достаточно сильно отличаются. На наш взгляд, одним из основных критериев, формирующих эти отличия, является приоритет поддержки бизнеса и населения в структуре совокупного объема помощи, а также форма помощи, которую государство оказывает при этом,— денежная или иная. Беспроцентные или субсидированные займы для бизнеса, отсрочка и отмена (в ряде случаев возврат уже уплаченных) налогов, снижение или отмена арендных платежей, кредитные каникулы, целевые денежные компенсации населению и бизнесу — разнообразие форм и методов государственной помощи в столь тяжелой для всего мира обстановке действительно впечатляет. Краткая характеристика мер поддержки бизнеса и населения в ряде стран мира представлена в таблице 1.
Особый интерес вызывает опыт распространения, преодоления и влияния коронавирусной инфекции на экономику Китая как страны, где были зафиксированы первые вспышки COVID-19.
Первые сообщения о вспышках болезни появились в Китае 31 декабря 2019 года, а первые клинические проявления у заболевших возникли ранее, 8 декабря 2019 года.