Несколько лет назад я занимался внедрением процессного подхода и оптимизацией процессов в различных крупных организациях и государственных структурах.
Помню, тогда одним из главных вопросов, которым мы постоянно задавались и на который от нас все хотели услышать ответ, был вопрос: «Что значит “в компании внедрен процессный подход”?» И вокруг этого вопроса постоянно возникали многочасовые дискуссии.
Кто-то говорил, что процессный подход — это когда есть формализованная методология процессного подхода и она применяется в ежедневной деятельности.
Кто-то считал, что процессный подход — это когда составлен реестр процессов и для каждого процесса определен владелец, который наделен ответственностью за конечный результат процесса. Другие уверяли, что процессный подход — это когда каждый процесс четко регламентирован нормативным документом. Четвертые — что не надо регламентации, надо описание в виде схемы, но до мельчайшего шага... И прочее, прочее, прочее...
По прошествии лет я решил взглянуть на эту тему в режиме ретроспективы и подумать еще раз над ответом на этот вопрос. Причем исключительно в прикладном смысле — что такое «в компании внедрен процессный подход»? Как это можно «пощупать» и посмотреть?
...Процессная модель и система KPI связаны со стратегией и целями компании и поддерживаются и актуализируются на регулярной основе...
Не буду писать здесь все свои рассуждения с самим собой на эту тему, так как они по большей части носили характер мозгового штурма. Перейдем сразу к итоговым выводам и поговорим про каждый из них.
В моем понимании внедренный в организации процессный подход — это когда присутствуют четыре составляющие:
• Разработана и внедрена методология процессного подхода. То есть определены основные понятия: процесс, владелец процесса, показатели процесса, типология показателей процесса и пр., а также определены процедуры поддержания основных составляющих процессного подхода в актуальном состоянии. Если поддержания не будет, то процессный подход в организации очень скоро умрет.