По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что такое ЦФУ

Золкин Н. А. директор департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка, Министерство финансов Российской Федерации

Представитель Минфина России разъясняет, как определяется таможенная стоимость вывозимых товаров.

Золкин Н. А.

Таможенная стоимость товара — категория — одна из самых сложных в таможенных правоотношениях. Регулирование вопросов таможенной стоимости всегда было прерогативой Министерства финансов. Сегодня у целого ряда участников ВЭД складывается достаточно сложная ситуация с вывозимыми товарами. Мы это видим по обращениям в Минфин России, во многом понимаем, почему она складывается, потому что эти участники ВЭД просто никогда не сталкивались с необходимостью определения таможенной стоимости вывозимых товаров, так как на эти товары никогда не устанавливалась адвалорная ставка таможенной пошлины. Соответственно, у участников ВЭД возникает ряд вопросов.

Одним из вопросов, заслуживающих внимания, является определение таможенной стоимости вывозимых товаров в ситуации, когда оцениваемые товары реализуются за рубеж в рамках договорных отношений, предусматривающих, что, помимо стандартной цены, которая указана в договоре, зарубежный покупатель перечисляет российскому продавцу иные платежи, в том числе различные виды компенсации. Указанные платежи, как правило, касаются расходов, которые, как следует из договора купли-продажи, должны производиться за счет покупателя товаров, но при этом в силу различных обстоятельств фактически были понесены продавцом. И это обусловливает необходимость перечисления ему соответствующей суммы покупателем. Хотел бы отметить, что подходы к решению вопроса определения таможенной стоимости вывозимых и ввозимых товаров одинаковы, то есть подходы, принятые в постановлении Правительства РФ по определению таможенной стоимости вывозимых товаров, полностью основываются на положениях Таможенного кодекса ЕАЭС, которые регулируют правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Следует обратить внимание на самую распространенную ошибку, связанную с неверным пониманием такой категории таможенных отношений, как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары (т. н. ЦФУ). Попытка приравнивания ЦФУ к цене товаров договорных отношений обычно формирует такую точку зрения, что в ЦФУ следует включать цену товаров и дополнительные начисления к ней, носящие закрытый характер, перечень которых есть в постановлении Правительства РФ по вывозимым товарам, а по ввозимым — в соответствующих статьях Таможенного кодекса ЕАЭС. Исходя из этого, делается вывод о неправомерности любых платежей, не предусмотренных в составе дополнительных начислений к ЦФУ, поскольку, по мнению участников ВЭД, они не имеют к ней отношения. В этой связи хотелось бы сказать следующее: пункт 19 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694, устанавливает, что ЦФУ — это общая сумма всех платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу, но также в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены в любой форме, то есть либо прямо, либо косвенно. В ЦФУ «включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи вывозимых товаров покупателем продавцу либо покупателем третьему лицу в целях выполнения обязательств продавца перед третьим лицом». В основе этого подхода как Таможенный кодекс Союза, так и пояснительные примечания к статье 1 и пункту 7 приложения III Соглашения ГАТТ/ВТО — основного соглашения, на котором строится все таможенное законодательство, и таможенная стоимость в частности (Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. — Прим. ред.). Эти положения предусматривают следующее: ЦФУ является общей суммой всех платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и/или иному лицу в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или в косвенной форме, и в ЦФУ включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи товара покупателем продавцу либо третьему лицу. Таким образом, ЦФУ является специальным таможенным термином, и состав ее включает открытый перечень платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению в качестве условия продажи оцениваемых товаров. В обращениях в Минфин России участников ВЭД часто содержатся такие термины, как «цена», «дополнительные начисления к цене», «цена вывозимых товаров», «фактическая цена товаров» и т. д. Эти сходные термины традиционно используются в гражданско-правовых договорных отношениях, к определению таможенной стоимости и к ЦФУ они имеют весьма отдаленное отношение, то есть в таможенных отношениях для целей определения таможенной стоимости используется специальный термин — «цена», фактически уплаченная или подлежащая уплате, которой придается совершенно другое значение по сравнению с гражданскими правоотношениями продавца и покупателя. Мы неоднократно разъясняли в ответ на запросы, что если договорные отношения между покупателем и продавцом оцениваемых товаров преду сматривают необходимость уплаты покупателем продавцу или в пользу продавца дополнительных платежей, такие платежи соответствуют определению ЦФУ и подлежат включению в таможенную стоимость вывозимых товаров. Иной подход фактически означал бы возможность необоснованно занижать ЦФУ, используя любые другие договоры — дополнения к договору купли-продажи, где платежи формально не являлись ценой договорных отношений, собственно говоря, ценой купли товара, тем не менее, были бы другие начисления в других договорах, которые являются дополнительной компенсацией расходов продавца.

Особый интерес представляет ситуация, касающаяся компенсации покупателем вывозимых товаров расходов российского продавца на уплату вывозной таможенной пошлины, которая, как решили стороны договора, должна уплачиваться за счет зарубежного покупателя. Отмечу, что таможенная пошлина является обязательным фискальным платежом налогового характера, взимаемым таможенным органом при вывозе товаров за границу Союза. Обязанность по уплате таможенной пошлины, как и любых других платежей, возникает у лица исходя из закона, а не договора. Согласно статье 50 ТК ЕАЭС, плательщиком таможенных пошлин является декларант или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, плательщиком вывозной таможенной пошлины всегда будет являться декларант, то есть российский продавец. Соответственно, если договорные отношения между покупателем и продавцом вывозимых товаров предусматривают уплату покупателем товаров продавцу платежа, который со стороны договора рассматривается как компенсация на уплату вывозной таможенной пошлины, такой платеж будет полностью включен в ЦФУ и подлежит включению в таможенную стоимость товаров. Это, наверное, самое основное, что сейчас не понимают участники ВЭД, которые, повторю, первый раз столкнулись с такой сложной категорией, как «таможенная стоимость вывозимых товаров», которая и перед специалистами ставит иногда различные вопросы.

Еще один момент, на котором хочу остановиться, — это контроль таможенной стоимости товаров. Скажу кратко: в соответствии с пунктом 8 Правил основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с вывозимыми товарами в значении, определенном Правилами (т. н. первый метод определения таможенной стоимости). Если при определении таможенной стоимости отсутствует достоверная, количественно определяемая и документально подтвержденная информация о ЦФУ или дополнительных начислениях к ней либо если продажа вывозимых товаров или их цена зависит от каких-либо условий и обязательств, влияние которых на цену вывозимых товаров не может быть количественно определено, первый метод не применяется. В этом случае таможенная стоимость вывозимых товаров определяется по соответствующим оценочным методам в той последовательности, в которой они установлены в Правилах. Проверка соблюдения указанного требования производится в рамках таможенного контроля, особенности проведения которого в отношении таможенной стоимости товаров установлены статьей 313 ТК ЕАЭС и Порядком таможенного контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.08.2020 № 175н. Если по результатам контроля таможенной стоимости вывозимых товаров установлено, что первый метод определения таможенной стоимости вывозимых товаров применен верно, структура и величина таможенной стоимости вывозимых товаров в рамках выбранного метода определены правильно, сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров документально подтверждены, то таможенная стоимость вывозимых товаров рассматривается как определенная и заявленная правильно, соответственно, является достоверной. То есть по какому бы методу стоимость ни была определена, если все эти условия соблюдены, она является достоверной. При этом в ситуации, когда таможенная стоимость вывозимых товаров, определенная по одному из оценочных методов, принята таможенным органом при получении декларантом после выпуска товаров документов и сведений, необходимых для определения таможенной стоимости по первому методу, которые отсутствовали у него на момент определения таможенной стоимости по одному из оценочных методов, повторное определение таможенной стоимости вывозимых товаров не производится. Основания для внесения изменений в ДТ, предусмотренных пунктом 11 Порядка, отсутствуют [Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденный решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289. — Прим. ред.]. На эти два момент обращаю особое внимание, чтобы избежать ошибок со стороны участников ВЭД.

От участников встречи поступил вопрос о том, что в постановлении № 1538 не проработаны нормы в отношении категорий товаров, вывозимых физлицами, а также в МПО и экспресс-перевозчиками, и товаров, в отношении которых применялось неполное периодическое декларирование, но которые не попадают под вывозные пошлины (например, продукты переработки или припасы). Хочу закрыть дискуссию на эту тему. В отношении товаров для личного пользования, вывозимых физическими лицами, не изменилось ничего с вступлением в силу постановления № 1538. В каком порядке эти товары вывозились, в таком они и вывозятся. Что касается применения любой формы особенностей декларирования к товарам, не подпадающим под действие постановления № 1538, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, в отношении таких товаров эти особенности как применялись, так и применяются. Постановление № 1538 регулирует исключительно вывоз товаров, в отношении которых этим постановлении установлены ставки вывозных таможенных пошлин, соответствующими компаниями-экспортерами. К нам идут обращения нескончаемым потоком, начиная с конца сентября 2023 г., на все эти запросы мы стараемся отвечать оперативно.

Язык статьи:
Действия с выбранными: