Любой профстандарт содержит описание трудовых функций по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции1. Постепенно профстандарты заменят действующие квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), которые утратили свою актуальность (п. 16 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р).
В этой главе рассмотрим, что представляют собой профессиональные стандарты, их отличия от квалификационных справочников, в каких случаях требования профстандартов обязательны и др. Какие профстандарты уже приняты (полный перечень опубликован на vip.1kadry.ru/#/law).
Профессиональные стандарты разрабатывают по профессиям (должностям) или на группу родственных профессий. Работодатели вправе участвовать в разработке актуального для них профстандарта или принять готовый стандарт, когда Минтруд России его утвердит (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Потенциальный разработчик профстандарта должен подать в Минтруд России заявку и план-график работ. В этой статье рассмотрим, какие элементы входят в макет профстандарта, как работодателю принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов, какие уровни квалификации могут быть установлены профстандартом и др.
Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье, квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В свою очередь, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.