Эта статья посвящена рассмотрению возможных результатов появления беспилотного транспорта широкого использования в городе, основываясь на материалах транспортного планирования города Москвы, которые существуют уже сейчас. В данном случае город является объектом изучения и представляется совокупностью различных показателей — социальных, экономических, статистических, экологических, политических, транспортных и технологических, которые вместе отражают транспортные условия, то есть наличие и необходимость в парковочных местах, транспортную производительность, негативные последствия ДТП, влияние на занятость населения города, привлечения потенциальных пользователей автотранспортом и т. д. Мы подробно рассмотрим четыре возможных варианта развития ситуации в зависимости от сроков начала активного применения беспилотного транспорта в городе и того, насколько эффективно удастся реализовать экономику совместной эксплуатации такого транспорта. Наилучший результат в этой области в столице может дать только ответственная и взвешенная политика в сфере транспорта, которая предполагает определенную, нуждающуюся в особом внимании, систему действий. Этот материал предлагает направления для исследования влияния внедрения беспилотного транспорта в городскую среду и возможные идеи для тех ответственных представителей власти, которые будут определять будущую транспортную политику города.
По прогнозам экспертов, в крупных городах мира беспилотный автотранспорт с большой долей вероятности начнет использоваться в ближайшие десять лет. Беспилотный автотранспорт как перспективное решение для города рассматривается с разных сторон не первый год в большинстве мировых держав, в Германии, Франции, Великобритании и США уже идет работа по подготовке законов и правил дорожного движения к массовому внедрению беспилотников. Беспилотный транспорт тестируют, и это касается уже не отдельных, специально выделенных для этих целей дорог, пробные рейсы активно осуществляются в конкретных районах и округах некоторых городов. Однако, во всем мире есть понимание, что внедрение беспилотного автотранспорта является подрывной инновацией (disruptive innovation), то есть такой технологией, которая приведет к кардинальным и принципиальным изменениям в отношении автотранспорта в целом. Автомобиль как средство передвижения станет доступным тем, кто раньше не мог себе этого позволить из-за определенных ограничений по здоровью или для кого не представлялось возможным передвигаться на машине изза загруженности дорог. Существенно трансформируется и само представление об автомобиле как личном транспорте: так, при использовании беспилотного транспорта семья вполне может иметь один автомобиль и при этом не испытывать неудобств и дефицита транспортных средств. Используя современные интеллектуальные методы моделирования, специалисты области показали, что внедрение беспилотной технологии в автотранспорте может сократить число используемых ежедневно автомобилей до десяти раз. Беспилотники способны привести к удивительным результатам — ежедневно совершаемых поездок станет больше, а личного автотранспорта и общего числа машин на дорогах меньше.