Короткозамкнутый контур возникает при соприкосновении соседних хомутиков лобовых частей обмотки, при соединении слоев обмотки, при витковом замыкании. Если короткозамкнутый контур имеется только в одной фазной обмотке, то при разомкнутом реостате пусковой момент не возникает, и при включении в сеть электродвигателя наблюдается повышенный уровень шума и вибраций, происходит нагревание короткозамкнутого контура. При наличии короткозамкнутых контуров в двух- или трехфазных обмотках образуется вращающий момент, но уже при небольшой нагрузке электродвигателя скорость вращения ротора становится ниже номинальной.
Обрыв в одной фазной обмотке или в стержнях беличьей клетки также приводит к повышенному нагреванию исправной части обмотки.
Контакты между проводниками или между проводником и магнитопроводом ротора в местах короткого замыкания, вызванного повреждением изоляции, имеют повышенное сопротивление и поэтому нагреваются значительно сильнее остальных участков короткозамкнутого контура.
Появление дыма может помочь обнаружить место повреждения изоляции.
Повышенное сопротивление имеют также контакты схемы цепи ротора, выполненные недоброкачественно или поврежденные в процессе эксплуатации, и температура их значительно выше хороших контактов этой цепи.
Для защиты асинхронных электродвигателей используйте устройство плавного пуска.
Местное нагревание, как правило, является следствием увеличенных магнитных потерь на отдельных участках сердечника, вызванных недоброкачественной сборкой его или повреждением в процессе эксплуатации.
В некоторых случаях местное нагревание может быть вызвано трением ротора о статор или наличием короткозамкнутого контура в обмотке статора. Первая из указанных причин часто приводит к замыканию между листами по внутренней поверхности статора, и в результате этого образуются пути для вихревых токов, дополнительно нагревающих магнитопровод. Для выявления участков магнитопровода с замкнутыми листами необходимо разобрать электродвигатель и тщательно осмотреть внутреннюю поверхность статора: в местах короткого замыкания листы покрыты тонким слоем окисла, по цвету которого (от желтого до синего) можно судить о температуре магнитопровода. У электродвигателей большой мощности замыкание листов магнитопровода, как правило, приводит к значительному его повреждению — расплавлению стальных листов, чаще всего в зубцовой зоне.