Родился Иван Сеченов в 1829 году в Симбирской губернии в семье отставного военного, он был младшим, восьмым ребенком в семье. После окончания Главного инженерного училища в Санкт-Петербурге и получения офицерского чина Сеченов решает попробовать свои силы в медицине, и в 1850 году становится вольным слушателем медицинского факультета Императорского университета в Москве. Обучение вначале пришлось не по нраву любознательному юноше – получая информацию о симптомах заболевания и методах лечения, он всегда стремился побольше узнать о причинах заболевания, следственных связях и воздействии возможных провоцирующих факторов. Наибольший интерес Иван Сеченов проявлял к курсу физиологии, который был объединен со сравнительной анатомией. Посчитав, что образование за границей может помочь ему лучше понять природу возникновения некоторых заболеваний и синдромов, Сеченов в 1856 году принимает решение ехать стажироваться в Германию, где принимает участие в изучении спинномозговых рефлексов и состава биологических жидкостей, анализирует влияние алкоголя на жизнедеятельность животных организмов. Помимо учёбы, Иван Сеченов много внимания уделял светской жизни, ходил на концерты, принимал участие в балах, много путешествовал. По возвращению в Россию Сеченов начинает преподавательскую деятельность в Санкт-Петербурге, которая общей сложностью продолжалась 40 лет. За это время он подготовил и защитил докторскую диссертацию на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», получил должность профессора и подготовил курс лекций по электрофизиологии. Ему удалось создать крупную школу учёных, внёсших большой вклад в различные области физиологии. Больше всего Сеченова интересовали вопросы дыхания, кровообращения, процесс всасывания веществ из пищеварительного тракта. Именно И.М. Сеченов организовал в Санкт-Петербурге первую лабораторию, в которой происходило изучение физиологии нервной системы. Некоторое время Сеченов читал лекции по физиологии на Бесстужевских высших женских курсах, в создании которых он принимал самое деятельное участие, а в 1889 году переехал в Москву с тем, чтобы преподавать в университете, который он сам окончил много лет назад. Свой научный путь Сеченов отобразил в «Автобиографических записках», которые были изданы в 1905 году, в год смерти учёного [3].
Важной частью научных исследований И.М. Сеченова также считаются работы по изучению трудовой деятельности человека, результаты которых нашли своё отражение в статье «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1894), а также «Очерк рабочих движений человека» (1901). Поводом к написанию этих статей послужили новости, пришедшие из-за границы: там на фоне многочисленных забастовок, стачек и требований профсоюзов произошло сокращение рабочего дня до восьми часов. Вопросы физического утомления и сохранения работоспособности серьезно заинтересовали ученого, и он решил опытным путем убедиться в наличии или отсутствии обоснований для определенной продолжительности трудового дня и чередования труда и отдыха [2].
В 1901-1904 годах, за несколько лет до своей смерти, И.М. Сеченов экспериментальным путем доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности руки после длительной утомительной работы наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки. Сеченов в 1901 году во время проведения опытов на эргографе (приборе, служащем для определения динамики работоспособности мышц и записи этой информации) получил парадоксальные результаты. Как описывал он впоследствии в своих трудах: «Я сравнивал результаты двух влияний на дважды утомленной правой руке – простого отдыха и отдыха такой же продолжительности, связанного с работой другой руки… Мое удивление возросло еще более, когда выяснилось, что работоспособность утомленной правой руки после работы левой стала гораздо выше, чем была после первого периода отдыха», – так он впоследствии описывал результаты этого опыта, который вошел в науку как феномен Сеченова или эффект Сеченова и лег в основу учения об активном отдыхе, или «сеченовском отдыхе».
Смысл активного отдыха по Сеченову состоит в том, что максимальное восстановление трудоспособности наступает не на фоне полного покоя, а на фоне смены рода деятельности. Физиологи называют большое количество вариантов активного отдыха – работа в саду, уход за домашними животными, занятие в спортивном зале и на тренажерах, танцы, активные игры, катание на велосипеде, плавание. Каждый сам для себя решает, какой вид активного отдыха ему предпочтительнее, поскольку немаловажной составляющей является также получение психологического удовлетворения как от проделанной работы, так и от полученного отдыха [1].
К активному отдыху во время своей работы прибегал Лев Николаевич Толстой – после длительных часов, проведенных в написании романов, он с удовольствием занимался тяжелым крестьянским трудом. Современники Чайковского в своих воспоминаниях писали, что композитор обычно восстанавливался после напряженного умственного труда, прибегая к работе в мастерской.
Активный отдых представляет собой процесс адаптации организма к новым условиям существования. Этот специфический эффект развивается при выполнении разнообразных физических упражнений путем погашения утомительных реакций после однообразной или острой нервно-физической нагрузки. Эффект погашения лежит в основе особого вида отдыха, который в самой простой форме представляет сочетание покоя утомленных мышц с деятельностью неработающих мышечных групп. Открытая русским физиологом И.М. Сеченовым реакция ускорения восстановления работоспособности утомленных мышц за счёт включения деятельности других, ранее не работающих мышц, положила начало исследованию необычных форм отдыха, в которых покой сочетается с движениями или другими видами активности. Итогами этих исследований и стало учение об активном отдыхе, в котором эффект погашения работает в максимально яркой форме.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов при написании статьи.
CONFLICT OF INTEREST
The authors declare no conflict of interest involved in preparation of the article.