По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.8.01 DOI:10.33920/med-10-2205-06

Что представляет собой активный отдых по Сеченову

Гулябин Константин Робертович к. мед. н., краевая клиническая больница, врач-пульмонолог, г. Хабаровск, KGulabin4@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6475-9169

Когда большинство из нас мечтает об отдыхе, то обычно перед глазами встает заманчивая картина «ничегонеделания», когда можно просто лежать на диване, смотреть телевизор или читать книгу, разговаривать с друзьями по телефону или любоваться замечательным видом из окна. Мало кто сможет посчитать отдыхом необходимость проведения уборки после длительной работы за компьютером, ухода за садом после выполнения домашнего задания или мытье посуды после написания статьи. Между тем именно так и обстоят дела. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает более высокую работоспособность и длительную работу без ощущения усталости, и эта закономерность была обнаружена российским физиологом И.М. Сеченовым. Он установил, что наиболее полное и быстрое восстановление трудоспособности наступает не тогда, когда человек ничего не делает и наслаждается покоем, а когда после умственного труда переключается на труд физический. И действительно, те люди, которые после выполнения какой-либо работы, требующей концентрации внимания, шли потом гулять с собакой или становились на беговую дорожку, спустя некоторое время чувствовали себя гораздо более отдохнувшими по сравнению с теми, кто просто перевел свое тело в горизонтальное положение. В чем же заключается феномен активного отдыха и какое научное обоснование получил этот постулат?

Литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. // Учебное пособие для вузов. 2001. –511 с.

2. Сеченов И. М. Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова. — М.: Изд-во АН СССР, 1945. — 184 с.

3. Харламов Е.В. Активный отдых. Методические рекомендации. // Центр восстановительной медицины и реабилитации. - 2011. – 120 с.

1. Bodrov V.A. Psikhologiia professionalnoi prigodnosti [Psychology of professional suitability]. // Manual for higher educational institutions.— 2001.— 511 p. (In Russ.)

2. Sechenov I. M. Avtobiograficheskie zapiski Ivana Mikhailovicha Sechenova [Autobiographical notes of Ivan Mikhailovich Sechenov].— M.: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1945.— 184 p. (In Russ.)

3. Kharlamov E. V. Aktivnyi otdykh. Metodicheskie rekomendatsii [Leisure. Guidelines]. // Center for Restorative Medicine and Rehabilitation.— 2011.— 120 p. (In Russ.)

Родился Иван Сеченов в 1829 году в Симбирской губернии в семье отставного военного, он был младшим, восьмым ребенком в семье. После окончания Главного инженерного училища в Санкт-Петербурге и получения офицерского чина Сеченов решает попробовать свои силы в медицине, и в 1850 году становится вольным слушателем медицинского факультета Императорского университета в Москве. Обучение вначале пришлось не по нраву любознательному юноше – получая информацию о симптомах заболевания и методах лечения, он всегда стремился побольше узнать о причинах заболевания, следственных связях и воздействии возможных провоцирующих факторов. Наибольший интерес Иван Сеченов проявлял к курсу физиологии, который был объединен со сравнительной анатомией. Посчитав, что образование за границей может помочь ему лучше понять природу возникновения некоторых заболеваний и синдромов, Сеченов в 1856 году принимает решение ехать стажироваться в Германию, где принимает участие в изучении спинномозговых рефлексов и состава биологических жидкостей, анализирует влияние алкоголя на жизнедеятельность животных организмов. Помимо учёбы, Иван Сеченов много внимания уделял светской жизни, ходил на концерты, принимал участие в балах, много путешествовал. По возвращению в Россию Сеченов начинает преподавательскую деятельность в Санкт-Петербурге, которая общей сложностью продолжалась 40 лет. За это время он подготовил и защитил докторскую диссертацию на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», получил должность профессора и подготовил курс лекций по электрофизиологии. Ему удалось создать крупную школу учёных, внёсших большой вклад в различные области физиологии. Больше всего Сеченова интересовали вопросы дыхания, кровообращения, процесс всасывания веществ из пищеварительного тракта. Именно И.М. Сеченов организовал в Санкт-Петербурге первую лабораторию, в которой происходило изучение физиологии нервной системы. Некоторое время Сеченов читал лекции по физиологии на Бесстужевских высших женских курсах, в создании которых он принимал самое деятельное участие, а в 1889 году переехал в Москву с тем, чтобы преподавать в университете, который он сам окончил много лет назад. Свой научный путь Сеченов отобразил в «Автобиографических записках», которые были изданы в 1905 году, в год смерти учёного [3].

Важной частью научных исследований И.М. Сеченова также считаются работы по изучению трудовой деятельности человека, результаты которых нашли своё отражение в статье «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1894), а также «Очерк рабочих движений человека» (1901). Поводом к написанию этих статей послужили новости, пришедшие из-за границы: там на фоне многочисленных забастовок, стачек и требований профсоюзов произошло сокращение рабочего дня до восьми часов. Вопросы физического утомления и сохранения работоспособности серьезно заинтересовали ученого, и он решил опытным путем убедиться в наличии или отсутствии обоснований для определенной продолжительности трудового дня и чередования труда и отдыха [2].

В 1901-1904 годах, за несколько лет до своей смерти, И.М. Сеченов экспериментальным путем доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности руки после длительной утомительной работы наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки. Сеченов в 1901 году во время проведения опытов на эргографе (приборе, служащем для определения динамики работоспособности мышц и записи этой информации) получил парадоксальные результаты. Как описывал он впоследствии в своих трудах: «Я сравнивал результаты двух влияний на дважды утомленной правой руке – простого отдыха и отдыха такой же продолжительности, связанного с работой другой руки… Мое удивление возросло еще более, когда выяснилось, что работоспособность утомленной правой руки после работы левой стала гораздо выше, чем была после первого периода отдыха», – так он впоследствии описывал результаты этого опыта, который вошел в науку как феномен Сеченова или эффект Сеченова и лег в основу учения об активном отдыхе, или «сеченовском отдыхе».

Смысл активного отдыха по Сеченову состоит в том, что максимальное восстановление трудоспособности наступает не на фоне полного покоя, а на фоне смены рода деятельности. Физиологи называют большое количество вариантов активного отдыха – работа в саду, уход за домашними животными, занятие в спортивном зале и на тренажерах, танцы, активные игры, катание на велосипеде, плавание. Каждый сам для себя решает, какой вид активного отдыха ему предпочтительнее, поскольку немаловажной составляющей является также получение психологического удовлетворения как от проделанной работы, так и от полученного отдыха [1].

К активному отдыху во время своей работы прибегал Лев Николаевич Толстой – после длительных часов, проведенных в написании романов, он с удовольствием занимался тяжелым крестьянским трудом. Современники Чайковского в своих воспоминаниях писали, что композитор обычно восстанавливался после напряженного умственного труда, прибегая к работе в мастерской.

Активный отдых представляет собой процесс адаптации организма к новым условиям существования. Этот специфический эффект развивается при выполнении разнообразных физических упражнений путем погашения утомительных реакций после однообразной или острой нервно-физической нагрузки. Эффект погашения лежит в основе особого вида отдыха, который в самой простой форме представляет сочетание покоя утомленных мышц с деятельностью неработающих мышечных групп. Открытая русским физиологом И.М. Сеченовым реакция ускорения восстановления работоспособности утомленных мышц за счёт включения деятельности других, ранее не работающих мышц, положила начало исследованию необычных форм отдыха, в которых покой сочетается с движениями или другими видами активности. Итогами этих исследований и стало учение об активном отдыхе, в котором эффект погашения работает в максимально яркой форме.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов при написании статьи.

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest involved in preparation of the article.

Язык статьи:
Действия с выбранными: