Гульфира Крок
Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской Школы Управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭА им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН. Автор ритейл-бестселлеров «Большая книга директора магазина» и «Мерчандайзинг».
Это верно. Но в реальности с планами существует проблема:
— часто планы в компаниях необоснованно завышенные, и даже эффективная матрица не позволит эти планы выполнить (но позволит больше приблизиться к плановым значениям);
— или планы просто равны прогнозам, основанным на статистике прошлых периодов — в этом случае даже неэффективная матрица может обеспечить их достижение.
Получается, что выполнение планов только косвенно указывает на эффективность ассортимента.
Существует ли какойто ещё какой-то способ оценить качество ассортиментной матрицы, разработанной категорийными менеджерами?
Да, существует, это набор способов, я о них писала много раз, и повторю ещё раз:
1. Анализ сбалансированности по основным свойствам товара — мы должны убедиться, что нет избыточного или недостаточного выбора позиций с теми или иными характеристиками. Например, что стирального порошка для белого не столько же, сколько для цветного, потому что для цветного потребляется больше.
2. Анализ конкурентоспособности ассортимента — проверяем, что наш ассортимент сбалансирован относительно прямых конкурентов. Мы должны убедиться, что в ключевых категориях, определяющих трафик и его удержание наше предложение по количеству SKU и по ценовому разбросу не уступает конкурентам, а по менее важным категориям у нас нет ненужного превосходства.
3. Анализ эффективности ценовых сегментов — мы должны убедиться, что ценовые сегменты наполнены в соответствии с установленными правилами, и эффективны, то есть каждый ценовой сегмент делает нужный вклад в формирование продаж и валового дохода.