По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.214 DOI:10.33920/sel-4-2010-05

Что нового привнесут в систему землеустроительного и аграрного образования «регуляторная гильотина» и другие принципиальные новации федерального законодательства?

Липски С.А. д-р экон. наук, доц. зав. кафедрой земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: lipski-sa@yandex. ru

В статье рассмотрены некоторые последствия масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, которая получила неформальное название — «регуляторная гильотина», а также ряда других резонансных новшеств на организацию землеустроительного и аграрного образования. Основное внимание уделено тому, что все эти новшества приведут к новому характеру проверки и оценки деятельности вузов, а также к тому, что выпускники землеустроительных и аграрных факультетов должны быть готовы осуществлять свою будущую профессиональную деятельность в новых условиях. Поэтому потребуется уточнить осваиваемые ими компетенции и обновить учебно-методические материалы.

Литература:

1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 №1‑ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. №11. Ст. 1416.

2. Липски С.А., Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., и др. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей (к международной научно-практической конференции «Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики: опыт ХХ века и современность», Государственный университет по землеустройству, 18 декабря 2018 г.): монография. — М.: ИП КИМ Л. А, 2018. — 186 с.

3. Волков С.Н. Совершенствование подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в Российской Федерации // Кадастр недвижимости. — 2017. — №4 (49). — С. 36–38.

4. Волков С.Н., Борисова М.В. и др. О возможности и необходимости развития открытого аграрного образования в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — №12 (179). — С. 5–14.

5. Лебедев И.В. и др. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2017 году. — М.: Росинформагротех, 2019. — 328 с.

6. Липски С.А. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения в постсоветской России // Журнал российского права. — 2014. — №4 (208). — С. 12–19.

7. Липски С.А. Проблемы и перспективы правовой и экономической подготовки бакалавров и магистров по направлению землеустройство и кадастры // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2014. — №5. — С. 67–70.

8. Папаскири Т.В. О концепции цифрового землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — №11 (166). — С. 5–17.

9. Подготовка кадров по направлению «Землеустройство и кадастры» в системе высшего образования Российской Федерации. Сводные данные на 01.09.2019 / Сост.Е. М. Чепурин, А.П. Спиридонова, Е.А. Счастливецкая. — М., 2020. — С. 4.

10. Шеломенцев В.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — №2 (133). — С. 8–12.

11. Шеломенцев В.Н. Соотношение корпоративного права и общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. — 2005. — №8. — С. 7–11.

В настоящее время проводится весьма масштабная, кропотливая и затрагивающая основы характера будущей профессиональной деятельности выпускников аграрных вузов работа по пересмотру всей системы организации контроля и надзора в стране, а также изменения характера регуляторного воздействия на бизнес, на образование и на другие сферы — так называемая «регуляторная гильотина».

Масштаб проводимой работы обусловлен тем, что только в сфере образования разного рода обязательные требования сейчас закреплены в более чем в 30 постановлениях Правительства Российской Федерации; 250 ведомственных приказах (главным образом — Минобрнауки России) и более чем в 1,5 тыс. ФГОС.

Новый характер нормативного регулирования и контроля за соблюдением его предписаний будет выражаться в следующем (причем это коснется не только сферы образования, но и всех других «поднадзорных» областей жизнедеятельности):

— главным приоритетом для контролирующих и надзорных органов останется защита жизни людей и их здоровья, их правомерных интересов и возможностей их реализации. Но при этом с учетом степени тяжести возможных негативных последствий нарушений установленных требований и их масштаба все виды деятельности будут отнесены к определенной категории реального риска. При осуществлении земельного надзора такой подход (риск-ориентированный) применяется уже 2 года и, например, для имеющих сельскохозяйственное предназначение выделены три категории: 1) cредний риск — это мелиорированные участки, а также примыкающие к крупным птице- или животноводческим комплексам либо это участки с кадастровой стоимостью на 50 % и более выше, чем в среднем по муниципалитету; 2) умеренным риском характеризуются участки, через которые проходят магистральные трубопроводы либо граничащие с землями промышленности и иного специального назначения, а также на которых расположены птице- или животноводческие комплексы (но их мощность менее чем позволяет отнести их к среднему риску). Наконец, все остальные участки отнесены к категории низкого риска, которые не подлежат плановым проверкам. В то же время если правообладатель участка допускает нарушения установленных правил и привлекается к ответственности (например, за допущенный им факт порчи своих земель или он не выполнил предписание надзорного органа), то категория риска для его участка автоматически повышается (до следующей категории — до умеренного или среднего риска);

Для Цитирования:
Липски С.А., Что нового привнесут в систему землеустроительного и аграрного образования «регуляторная гильотина» и другие принципиальные новации федерального законодательства?. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: