На практике все преимущества VR нивелируются несколькими проблемами и ограничениями, с которыми сталкиваются музейные специалисты. Они связаны с отсутствием социального взаимодействия, кадровыми и учебными потребностями, стоимостью, доступностью, практическими и техническими проблемами, качеством графики, выставочным потоком, отвлечением внимания и принятием технологий.
1. Изоляция в VR
Обычно VR-продукты предназначены для одного пользователя. Они отрезают посетителя от остальной среды и не допускают никакого взаимодействия между людьми. Поскольку большинство людей приходят в музей в составе пары или группы, желание поделиться ощущениями и пообщаться является важным элементом посещения. Этому желанию препятствуют VR-гарнитуры. Это особенно актуально для музеев, ориентированных на семьи и группы.
2. Вопросы обучения
Несмотря на то что термин «виртуальная реальность» появился несколько десятилетий назад, пользоваться очками виртуальной реальности или иными VR-устройствами умеют немногие. Путь в виртуальную реальность начинается уже в тот момент, когда посетитель только увидел VR-устройства. На практике большинству посетителей приходится объяснять, как ими пользоваться.
Многие музейные специалисты не имеют опыта участия в разработке VRпроектов. В то же время необходимо уметь обращаться с оборудованием и устранять его неисправности. Музеи вынуждены нанимать дополнительных технических специалистов и обучать музейных работников, чтобы путь посетителя по музею был плавным и позитивным.
Подготовка специалистов может быть обширной, поскольку виртуальная реальность должна быть интегрирована в концепцию музея, его маркетинговую активность и разрабатываться под руководством кураторов. В любом случае возникают трудности финансового и организационного характера.
3. Музей и финансы
Часто конечная стоимость VRпроекта становится недоступной музеям. Она складывается из следующего минимума: оборудование, дополнительный персонал, расходы на ремонт и техническое обслуживание. Особенно большой проблемой во многих случаях становятся кадровые потребности. Поэтому VR скорее используется для временных выставок, поскольку затраты на поддержание VR-проекта на постоянной основе непомерно высоки.