По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что не так с VR-технологиями в музеях и что с этим делать

Алексей Рыбаков генеральный директор IT-компании Omega

Технологии виртуальной реальности (VR) предлагают музеям новые возможности и альтернативные способы взаимодействия с посетителями. За время локдауна многие уже привыкли к стандартным виртуальным прогулкам по музеям. Но спектр применения технологии шире: воссоздание исторической обстановки, интерпретация и получение нового опыта, вовлечение посетителей в процесс обучения, а также создание интерактивных и захватывающих впечатлений в обстановке музея. О том, какие недостатки мешают распространению VR в музейном деле и что с этим делать, рассказывает наш материал.

На практике все преимущества VR нивелируются несколькими проблемами и ограничениями, с которыми сталкиваются музейные специалисты. Они связаны с отсутствием социального взаимодействия, кадровыми и учебными потребностями, стоимостью, доступностью, практическими и техническими проблемами, качеством графики, выставочным потоком, отвлечением внимания и принятием технологий.

1. Изоляция в VR

Обычно VR-продукты предназначены для одного пользователя. Они отрезают посетителя от остальной среды и не допускают никакого взаимодействия между людьми. Поскольку большинство людей приходят в музей в составе пары или группы, желание поделиться ощущениями и пообщаться является важным элементом посещения. Этому желанию препятствуют VR-гарнитуры. Это особенно актуально для музеев, ориентированных на семьи и группы.

2. Вопросы обучения

Несмотря на то что термин «виртуальная реальность» появился несколько десятилетий назад, пользоваться очками виртуальной реальности или иными VR-устройствами умеют немногие. Путь в виртуальную реальность начинается уже в тот момент, когда посетитель только увидел VR-устройства. На практике большинству посетителей приходится объяснять, как ими пользоваться.

Многие музейные специалисты не имеют опыта участия в разработке VRпроектов. В то же время необходимо уметь обращаться с оборудованием и устранять его неисправности. Музеи вынуждены нанимать дополнительных технических специалистов и обучать музейных работников, чтобы путь посетителя по музею был плавным и позитивным.

Подготовка специалистов может быть обширной, поскольку виртуальная реальность должна быть интегрирована в концепцию музея, его маркетинговую активность и разрабатываться под руководством кураторов. В любом случае возникают трудности финансового и организационного характера.

3. Музей и финансы

Часто конечная стоимость VRпроекта становится недоступной музеям. Она складывается из следующего минимума: оборудование, дополнительный персонал, расходы на ремонт и техническое обслуживание. Особенно большой проблемой во многих случаях становятся кадровые потребности. Поэтому VR скорее используется для временных выставок, поскольку затраты на поддержание VR-проекта на постоянной основе непомерно высоки.

Для Цитирования:
Алексей Рыбаков, Что не так с VR-технологиями в музеях и что с этим делать. Музей. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: