На заседании Совета по науке и образованию после выступлений трех основных спикеров В. Путина, А. Фурсенко и А. Сергеева (см. «Какой быть российской науке: взгляд из Кремля», стр. 12) состоялось открытое обсуждение состояния российской науки. Каждый из выступавших делился мнением о текущем положении дел, а также вносил предложения по дальнейшему развитию научного потенциала. Предлагаем фрагменты стенограммы с репликами участников Совета.
— Есть два предложения. Первое по последнему выступлению. Я представляю образовательную отрасль и хочу сказать, что если будет принята инициатива Академии наук, то мы больше получим трещину. Как в Африке раздвигаются материки, то же самое и здесь получится. Это будет называться монополией. Академики и чиновники будут сидеть только на зарплате, но содержательной части, пользы не будет. Это однозначно. Если академик — лидер и дееспособен, он по содержанию должен входить в те экспертные группы, где профессионально будет представлен.
Второе, я хочу сказать, что сдвиг в области интеграции в мировую науку у нас колоссальный. По результатам рейтинга, даже на примере ЮНЕСКО, из 800 университетов именно российский Горный университет был определен головным. Я знаю, какая в нем содержательная часть.
В этой связи я хочу сказать: в то, что можно было интегрироваться, мы интегрировались по содержанию. Это не вызывает никаких сомнений и опасений. Мы научились цитируемости, знаем, как она делается, насколько она полезна и так далее.
Я хотел в этой части два предложения сделать и обратить внимание на остроту. Мы ведь сегодня рассматриваем основы. Так вот основы и тренд завтрашнего вызова — это те студенты, которые сегодня обучаются. Ни на одном совещании мы не поднимали роль этих «корней», «зерен» — аспирантов. Мы аспирантуру ликвидировали. Ее нужно срочно восстановить. Это выпускник института, и для него есть дилемма: либо идти на производство, либо оставаться в университете — быть преподавателем, мы ждем его, и быть будущим Ломоносовым. Что в итоге мы получаем? Кого мы приглашаем в университет? Мы его называем обучающимся, а не специалистом, это сегодня так называется.