Четыре года назад на страницах журнала уже был рассмотрен ряд вопросов, связанных с «работой» муниципалитетов с возникшими еще в начале 1990‑х гг. земельными долями (точнее — с такими из них, что оставались невостребованными), в т.ч. с предоставлением участков, образованных в счет таких долей, перешедших в результате судебных процедур в муниципальную собственность [7].
Между тем радикальные поправки в регулирующий эти вопросы Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»1 (далее — Закон об обороте сельхозземель), внесенные федеральным законодателем в декабре 2022 г.2 и вступающие в силу с началом следующего 2025 г., побуждают вновь вернуться к этой тематике.
Дело в том, что если сейчас «работа» с невостребованными долями ведется точечно, путем обращения конкретного органа местного самоуправления (далее — ОМС) в суд с иском о передаче муниципалитету определенной доли (реже — сразу нескольких таких долей), которая длительный срок сохраняет статус невостребованной (такой порядок действует с 2011 г.), то уже со следующего года все оставшиеся к тому времени доли со статусом «невостребованных» единовременно перейдут к муниципалитетам в силу закона. Причем затронет это сразу все доли и без необходимости рассмотрения в суде или где‑то еще конкретных обстоятельств (это новшество не относится только к таким долям, иски в отношении которых будут поданы по прежней процедуре в текущем 2024 г., а в 2025 г. продолжится их судебное рассмотрение по прежней процедуре). Соответственно, результатом для граждан — текущих собственников таких долей станет полная утрата каких‑либо прав на них, а для аграрной отрасли — будет окончательно решена проблема невостребованных долей.
Сначала отметим, что сразу после приватизации сельхозугодий, переданных еще в начале 1990‑х гг. в общую собственность сельских жителей (как раз в виде земельных долей), их общая площадь составляла почти 115 млн га, а общее число граждан, наделенных долями, — почти 12 млн чел. В последующем в результате различных процессов (выделение долей в участки для самостоятельного ведения хозяйства, их продажа как абстрактных долей агрохозяйствам, передача невостребованных долей муниципалитетам по правилам 2011 г. и другие процессы) суммарная их площадь уменьшилась до 80 млн га (а число их обладателей — до немногим более 8 млн чел.) [10]. Важно признать, что наличие таких невостребованных долей — это неизбежное следствие земельной реформы (приватизации в начале 1990‑х гг. большей части сельхозугодий страны) [1]. Но то, что их будет так много спустя десятилетия по завершении приватизации, несомненно, стало проблемой, причем неожиданной (глядя из того, реформаторского, времени).