По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что делают вузы для поддержки слабых и сильных учащихся

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как в российских вузах борются с такой нарастающей проблемой, как академическая неоднородность студентов.

Достижения студентов одного и того же вуза часто сильно разнятся: отличники учатся вместе с троечниками. Эта неоднородность может сильно демотивировать и тех и других. Но и высокий отсев отстающих — не выход: вузу могут срезать финансирование. Часть университетов стараются подтягивать слабых студентов, не забывая поощрять сильных. Другая часть боится любых изменений и не борется за успеваемость.

Россия — в числе стран с высоким уровнем участия населения в высшем образовании. Но та же массовизация предполагает и разнородность студенчества: по достижениям, мотивации, возможностям. Качество приёма в вузы сильно дифференцируется. Но и в одном университете или академической группе достижения учащихся могут резко контрастировать.

От смешения самых разных студентов обычно ожидают эффекта сообучения (peer eff ect), когда окружение учащегося — сокурсники — влияют на его успеваемость. Проблема в том, что эффект сообучения может действовать двояко. Хорошо, если троечники дотянутся до хорошистов. Но бывает и так, что отличники скатываются до троек: адаптируются к неуспешным одногруппникам, теряют мотивацию.

В то же время практика деления студентов на группы «по способностям»: отличники в одну группу, троечники — в другую, тоже двойственна. Педагогам, конечно, проще работать с однородным коллективом. Но те же троечники ничего не выигрывают от «геттоизации». Их достижения не повышаются, а в итоге разрыв в успеваемости с однокурсниками только растёт, да и шансы отсева — тоже.

Аналитики Института образования НИУ ВШЭ Фарида Загирова, Ксения Романенко и Анастасия Макарьева решили выяснить, как вузы нивелируют академические контрасты и помогают слабым учащимся. Для ответа на этот вопрос исследователи провели 75 глубинных интервью с представителями университетской администрации, педагогами и студентами нескольких больших региональных многопрофильных университетов, прошедших через реорганизацию и академически неоднородных.

Выяснилось, что контрасты в образовательных достижениях учащихся часто воспринимаются как абсолютно естественные.

Для Цитирования:
Что делают вузы для поддержки слабых и сильных учащихся. Ректор ВУЗа. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: