Санкт-Петербург славится своими литературными музеями, каждый из которых способен стать образовательной площадкой, позволяющей наполнить литературные тексты живой энергией их создателей. Казалось бы, чего еще желать петербургскому учительству — к его услугам музеи Пушкина и Державина, Некрасова и Достоевского, Блока и Ахматовой — авторов, которые традиционно входят в программу по литературе. Однако школа не торопится использовать этот образовательный ресурс. Почему?
Первая причина заключается в несовпадении ожиданий современного учителя литературы с тем, что реально предлагают ему музеи. Педагоги сокрушаются: мы готовы ходить в музеи со своими учениками, но детей невозможно заинтересовать экскурсией о стульях писателя и его портретах.
Действительно, существует огромный разрыв между методиками литературного образования в школе и тем, что предлагают литературные музеи современному учителю. Образовательные стандарты и программы, по которым сегодня живет школа, в первую очередь, направлены на развитие читательских компетенций детей и их умений работать с текстом. И можно было бы надеяться, что музеи смогут оказать ему в этом поддержку. Увы… «Жизнь и творчество писателя N», «Писатель N и его край», «Тема Y в творчестве писателя N» — примерно так выглядят названия подавляющего большинства экскурсий, которые музеи самых разных городов предлагают школьным группам.
Вторая причина кроется в самих подростках — «детях цифрового века», которые более склонны «скользить по поверхности», чем углубляться в смыслы, и с трудом воспринимают длительную и одностильную информацию. Их мозг требует постоянной пищи для анализа и новых впечатлений. А это значит, что рассказ экскурсовода (даже самый эмоциональный) очень быстро превращается для них в пытку, а любовно воссозданная сотрудниками музея атмосфера прошлого нагоняет тоску. Однако редкий литературный музей отваживается дополнить классическую мемориальную экспозицию понятными и доступными для подростков «текстами новой природы», для которых характерны интерактивность, синтез вербального и визуального, мультимедийность, активное использование инфографики, дополненной реальности и пр.