По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Чернобыль» как пример удачной PR-компании

Гульназ Рахматуллина руководитель проектной группы агентства Topface Media

Недавно агентство Topface Media решило выяснить, в чем популярность сериала «Чернобыль». Рейтинги «Чернобыля» небывалые, его просмотрело огромное количество зрителей. В России он вызвал неоднозначную реакцию. Для молодого поколения это захватывающий фильм-катастрофа, сюжет которого не вымысел, а реальные события, для более старшего — пропаганда анти-СССР и очернение действительности. И тем не менее создатели сериала достигли поставленной цели — его посмотрели миллионы. В чем секрет успеха сериала и как данные исследования могут помочь PR-службам достичь наибольшего результата, мы попросили рассказать Гульназ Рахматулину, руководителя проектной группы агентства Topface Media.

Непрерывно изучайте вашу аудиторию

Сейчас в тренде так называемый Data driven marketing — продвижение бренда на основе данных. Данных о вашей ЦА, их возрасте, их увлечениях, что они говорят, что думают, чему следуют. Чтобы публикации были популярными, материалы нужно основывать на статистике — именно она позволяет выявить инсайты и сформировать портрет ситуации и ее участников.

В исследовании популярности сериала «Чернобыль» мы использовали специальную систему мониторинга социальных медиа, с помощью которой можно проанализировать аудиторию, актуальность темы, подбирать релевантных лидеров мнений и площадки для пиара.

Следите за трендами

Старайтесь быть на волне обсуждений, тем, собирающих наибольшее вовлечение. Используйте инструментарий для отслеживания трендов: google trends, автоматизированные системы мониторинга, анализ социальных сетей. Это позволит вам создавать актуальный и цепляющий контент и расширять вашу аудиторию.

Выходите за рамки

Не бойтесь браться за смежные тематики, не ограничивайтесь узкопрофильным, профессиональным контентом. В конце концов, ваши потенциальные клиенты — это обычные люди с широким кругом интересов, и вы сможете создать более прочные связи с аудиторией, если будете говорить с ней на интересные ей темы и подходить к созданию контента с разных сторон.

«Чернобыль»: выводы по итогам мониторинга и анализа мнений аудитории РФ и США

Наверное никто из зрителей сериалов «Игра престолов» или «Во все тяжкие» не мог представить, что следующей картиной, которая вызовет мощнейший резонанс и заберет на себя огромный объем зрительского внимания, вытеснив с первых мест рейтингов вышеупомянутые проекты, будет мини-сериал о советской действительности, а именно об аварии на Чернобыльской АЭС.

HBO показал пятую, заключительную серию сериала «Чернобыль» о катастрофе 1986 г. Западный мир принял картину чрезвычайно хорошо, в России — чуть менее восхищенно: рейтинг на «Кинопоиске» составил 9,1, на IMDb — 9,6, что стало самым высоким показателем за всю историю. Немалая часть российской аудитории обвиняла создателей в попытке очернить репутацию «Росатома», однако основная часть зрителей и критиков во всем мире все же очень положительно оценили реалистичность, внимание к деталям и уважение к участникам событий.

Мы, Topface Media, постарались исследовать мнения зрителей и выяснить, с чем именно был связан такой большой интерес, разобраться в противоречиях и, самое интересное, — сравнить оценку американского и российского зрителя.

Динамика обсуждений

С помощью системы мониторинга YouScan мы проанализировали упоминания с даты выхода первой серии и на протяжении всего сезона. Всего упоминаний за этот срок — более 300 000 на русском языке и более 3 миллионов лайков, репостов и комментариев. Около 105 000 упоминаний в США, с вовлечением — 1 736 594.

Россия (рис. 1)

Больше всего упоминаний на русском языке, согласно данным YouScan, носят нейтральный характер почти 55% (рис. 2).

Основную часть упоминаний оставили мужчины (69%), в возрасте 25–34 лет (рис. 3).

Активно писали о сериале жители Свердловской, Московской и Ростовской областей. Меньше всего — Ненецкого автономного округа, Чукотки и Республики Тыва.

США (рис. 4)

Больше всего упоминаний по гео США, согласно данным YouScan, носят также нейтральный характер (более 66%) (рис. 5).

Социально-демографическая разбивка очень похожа на российскую: больше всего активность в интернете проявляли также мужчины (67 %), однако более старшего возраста — 35–44 года (рис. 6).

Активно писали о сериале жители штатов Калифорния, Нью-Йорк и Техас. Меньше всего — Дакота и Вайоминг.

Россия (рис. 7)

У российских зрителей последняя серия вызвала максимальный всплеск обсуждений.

США (рис. 8)

В США зрители больше всего обсуждали четвертую серию.

Если быть точным, обсуждали не сам сериал, а как он ложится на современные американские реалии.

Из обсуждений в американском сегменте: «Невозможно смотреть “Чернобыль” без того, чтобы не вспомнить о Дональде Трампе. Как и те, кто был ответственен за обречённый русский реактор, это человек среднего ума, управляющий огромной экономической силой, мирового масштаба которой он не понимает».

Источники обсуждений США

Больше всего сериал «Чернобыль» обсуждался в США на площадках twitter.com и reddit.com (рис. 9, 10).

Интересно, что наибольшая доля негатива приходится на федеральное издание с посещаемостью более 6 млн пользователей в месяц — https://thefederalist.com. В большинстве случаев данный негатив посвящен социализму и решениям правительства, освещенным в сериале (рис. 11).

Социализм — худшая идеология за всю человеческую историю.

Россия

В России лидируют социальные сети — ВКонтакте, Facebook, Twitter.com. Для площадок Facebook и Twitter.com свойственен высокий уровень критики, вторая площадка очевидно лидирует (рис. 14, 15).

Однако негатив больше относится к самой ситуации, к историческому событию, а не к фильму. Что касается непосредственно картины, то основная претензия зрителей была насчет правдоподобности некоторых фактов (рис. 13). основными героями были простые люди. Участвующие в ликвидации или ставшие свидетелями аварии, все они показаны с большой любовью. Самым обсуждаемым эпизодом в России и мире стала 5-я, финальная серия. А именно — ее рейтинг, который достиг 10 из 10 (рис. 16)!

Персонажи

Россия

Всплески популярности персонажей соответствуют общим всплескам обсуждения сериала. Если сначала аудиторию больше всего интересовал Валерий Легасов, то после финальной серии российские зрители активно обсуждали почти всех главных героев (рис. 17, 18, 19).

Больше всего негатива в адрес Анатолия Дятлова. Персонаж Анатолия Дятлова действительно можно отнести к негативным, однако немало было найдено и его защитников (рис. 20).

США

В США самым обсуждаемым персонажем также стал Валерий Легасов с сильным отрывом от остальных героев (рис. 21, 22, 23, 24).

Валерий Легасов — настоящий герой. Его отвага служит примером человечности. В моей работе, показывающей достижения человеческого духа, он точно займет свое место. Браво HBO #Chernobyl, это лучший документальный фильм (рис. 21).

Всплеск туризма

Выход сериала HBO вызвал настоящий туристический бум, организаторы экскурсий сообщают о резком скачке интереса к Чернобылю и Припяти. По словам представителей двух украинских компаний, которые приводит Reuters, число бронирований их туров на ближайшие 3 месяца выросло на 30–40% (рис. 25).

Еще до нынешнего наплыва туристов чернобыльскую зону нельзя было назвать пустынной, а теперь, как сообщает редактор GQ, побывавший здесь в мае, за один день могут приехать до 2 тысяч экскурсантов. Большая часть туристов — иностранцы. До 2014 года больше половины туристов приезжали из России, но сегодня «их единицы» — сыграли роль испорченные отношения между странами и последовавший отказ россиянам в посещении зоны.

Сейчас, по оценкам Крайчира, в сфере чернобыльского туризма работают около 15 заметных игроков. Крупнейшие 8 фирм обслуживают около 80 % (данные на 2018 год) туристического потока. «В сезон (с конца марта по начало ноября) каждую субботу-воскресенье утром на КПП очередь в несколько сот человек. А бывает и около тысячи», — рассказывал Мирный в 2018 году.

Среднему чернобыльскому туристу 25–40 лет (треть из них женщины). «Но у нас были и 18-летние клиенты, и те, кому за 80», — отмечает он. По его словам, многие приезжают из Германии и скандинавских стран, но встречаются и жители более отдаленных частей света, например Бразилии.

Лидеры Мнений

Россия

Общественные деятели высказались положительно, их комментарии несут примерно одинаковый посыл: сериал «Чернобыль» — выдающаяся работа об ужаснейшей катастрофе современности (рис. 26).

Тина Канделаки — грузинская и российская журналистка, телеведущая, продюсер

США (рис. 27)

«Чернобыль» — важная веха в истории жанра «повествования через окружение».

@clmazin показал сложные истории, ведущие каждого из персонажей, совершенно без потери напряжения основного сюжета. Это мастерская работа.

Alex Steffen — писатель, футуролог.

Вы многое потеряли, если отменили свою подписку на HBO, когда закончилась «Игра престолов». «Чернобыль» — один из лучших сериалов, которые я посмотрел за последнее время. Garret Haake — журналист MSNBC and NBC News. (рис. 28)

Почему этот сериал побил все рейтинги?

Несмотря на общую спорную реакцию российской общественности, все же сериал принят скорее положительно, нежели отрицательно. Это было очень важно для создателей сериала (рис. 29, 30, 31).

Отзыв российского зрителя

«“Чернобыль” — наиболее убедительный и напряженный сериал, который я видел за годы, а может, и за всю жизнь».

Отзыв американского зрителя

Картина «Чернобыль» показывает, как накопительный эффект лжи приводит к катастрофе, а путь к правде оказывается в прямом смысле слова самоубийственным, но единственно верным, иначе трагедия может повториться.

Осознание того, что это все было в реальности и совсем недавно, вызывает ужас и растерянность. Это не фантастика, не выдумка. Однозначно в фильме присутствует очень сильный эффект погружения, который достигается за счет комбинации атрибутики того времени, простоты людей, музыки — фильм просто завораживает своей апокалиптической атмосферой.

Популярность картины помимо качества представления исторического события обусловлена также специфичностью темы, которая по сей день является неоднозначной и болезненной для жителей постсоветского пространства и загадочной для всего мира.

Язык статьи:
Действия с выбранными: