По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Чем привлекательна работа в школе: взгляд учителей (2014–2017)

Ключевые слова:

Ежегодно Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводится мониторинг эффективности общего образования, в рамках которого осуществляется социологический опрос родителей учащихся, учителей и директоров школ в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социальноэкономического развития. Представляем результаты опроса учителей[footnote]1[/footnote], раскрывающие их отношение к таким сторонам профессиональной деятельности, как обновление кадрового состава школы, удовлетворённость работой, перспективы карьерного роста.

Мониторинг эффективности школы, который ежегодно проводится ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, основывается на анализе данных Росстата, Минобрнауки России, информационно-аналитических материалов органов управления в сфере образования.

В рамках мониторинга осуществляются сбор и анализ социологической информации, полученной в ходе опроса родителей учащихся, учителей и директоров школ в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социально-экономического развития. В данном выпуске мониторинга рассматривается проблема удовлетворённости учителей различными сторонами их профессиональной деятельности (по результатам опросов, проведённых в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях в 2014– 2017 гг.).

Обновление кадрового состава оказывает положительное влияние на образовательный процесс в школе — ожидаемо привносятся новые элементы в содержание обучения, обновляются подходы к осуществлению профессиональной деятельности. Вместе с тем, по мнению учителей, в течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, в которой они работают (значительным обновление кадрового состава назвали всего 17,3% респондентов).

Более интенсивно обновление кадров происходило в школах столиц субъектов Российской Федерации: 26,1% опрошенных в региональных столицах учителей отметили, что в их школы в последние годы пришло несколько новых учителей. Обновление кадрового состава отметили также учителя сельских школ, но их доля ниже — 15,8%. В целом более 80% учителей высказали мнение, что процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику.

Учителя выделили факторы, которые, по их мнению, могут привлечь молодых специалистов на работу в школу. Наиболее частыми назывались такие как стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии.

При этом размер заработной платы и престиж профессии не могут, по мнению большинства респондентов, рассматриваться как наиболее значимые. В то же время почти 24% опрошенных педагогов выразили мнение, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодёжи.

Для Цитирования:
Чем привлекательна работа в школе: взгляд учителей (2014–2017). Ректор ВУЗа. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: