Мониторинг эффективности школы, который ежегодно проводится ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, основывается на анализе данных Росстата, Минобрнауки России, информационно-аналитических материалов органов управления в сфере образования.
В рамках мониторинга осуществляются сбор и анализ социологической информации, полученной в ходе опроса родителей учащихся, учителей и директоров школ в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социально-экономического развития. В данном выпуске мониторинга рассматривается проблема удовлетворённости учителей различными сторонами их профессиональной деятельности (по результатам опросов, проведённых в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях в 2014– 2017 гг.).
Обновление кадрового состава оказывает положительное влияние на образовательный процесс в школе — ожидаемо привносятся новые элементы в содержание обучения, обновляются подходы к осуществлению профессиональной деятельности. Вместе с тем, по мнению учителей, в течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, в которой они работают (значительным обновление кадрового состава назвали всего 17,3% респондентов).
Более интенсивно обновление кадров происходило в школах столиц субъектов Российской Федерации: 26,1% опрошенных в региональных столицах учителей отметили, что в их школы в последние годы пришло несколько новых учителей. Обновление кадрового состава отметили также учителя сельских школ, но их доля ниже — 15,8%. В целом более 80% учителей высказали мнение, что процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику.
Учителя выделили факторы, которые, по их мнению, могут привлечь молодых специалистов на работу в школу. Наиболее частыми назывались такие как стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии.
При этом размер заработной платы и престиж профессии не могут, по мнению большинства респондентов, рассматриваться как наиболее значимые. В то же время почти 24% опрошенных педагогов выразили мнение, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодёжи.