Жилищное строительство в России из года в год бьет рекорды. При этом люди, решающие квартирный вопрос, всё чаще обращают внимание не только на доступность, но и на качество жилья. О том, как образуются «человейники», есть ли в России гетто и как градостроительная политика влияет на преступность в городах, «Стройгазете» рассказал декан факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Евгений МИХАЙЛЕНКО.
— Евгений Константинович, как вообще связаны социологические исследования с принятием градостроительных решений?
— Социологические исследования в классическом понимании являются оптимальным инструментом учета общественного мнения, что, безусловно, важно для принятия правильных градостроительных решений. Результаты соцопросов при возведении очередного объекта недвижимости помогут не только удовлетворять интересы застройщика, но и учитывать пожелания будущих жильцов: всё равно в итоге всё решает потребитель. Именно поэтому для создания успешного проекта важно обладать информацией о запросах и пожеланиях этого потребителя.
— Расскажите о конкретных случаях, когда результаты исследований напрямую повлияли на решения о застройке. Как эти исследования изменили судьбу территорий?
— Один из наиболее ярких примеров — это конфликт вокруг строительства храма в сквере в Екатеринбурге в 2019 году: после нескольких дней протестов именно с помощью соцопроса было принято решение отказаться от возведения там храма. Такие случаи периодически возникают, но не все из них переходят в плоскость конфликта и становятся громкими и публичными. Исследования, необходимые для разрешения конфликтов, проводятся, но 99 % из них просто не выносятся на публику.
— Часто риелторы используют понятие «неблагополучный район». Что это такое с точки зрения социологии?
— Как правило, имеется в виду район, где человек не может реализовать свои пожелания, поскольку набор городских услуг там либо отсутствует, либо очень скуден. Обычно это окраины.