Не стало Акопа Погосовича Назаретяна. Одного из ярких и маститых деятелей российской науки, доктора философских наук, профессора, члена Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, РАЕН, Международной исторической ассоциации, почетного профессора Международного университета «Дубна», главного научного сотрудника, руководителя Центра мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН, главного редактора журнала «Историческая психология и социология истории».
А.П. Назаретяна многое связывало с Самарой. Он был действительным членом Международной школы высших культурологических исследований, Самарского государственного института культуры, членом Самарского культурологического общества «Артефакт — культурное разнообразие» участником многих научных форумов, трансдисциплинарных проектов самарских ученых.
Мы общались с ним совсем недавно, он был полон креативных замыслов, проявлял интерес ко всему, что способно продвигать науку, образование и искусство. Узнав от своих самарских коллег о предстоящем проекте «Антропология цвета, или Во что окрашена культура», Акоп Погосович не скрывал своего интереса и вдохновения: «Какие изумительные цвета!» — и обещал всячески поддерживать это начинание.
Действительно, очень тяжело на душе, когда уходят близкие тебе по духу люди. Обидно, что этот человек еще мог многое сделать для отечественной науки и вообще для науки в целом!
Поразительно масштабный и вместе с тем уникальный опыт жизни. Проницательный ум, постигающий тайны прошлого; прогнозирующий неизбежность перехода в иное будущее.
Неисчерпаемая эрудиция в сочетании с зашкаливающей энергией.
Моментальная отзывчивость, верность слову, товарищеская надежность и воодушевляющая коммуникация.
Творческая продуктивность — неистощимая.
Многомерная поликультурность, заправленная армянской «солью».
Во взоре, в звуках голоса, речи, интонации — вековая печаль Великой Армении и неистребимый оптимизм России.
В марте 2013 г. Акоп Погосович стал участником международного проекта «Человек культуры мира: личности, изменившие мир к лучшему», развиваемого Самарским культурологическим обществом «Артефакт — культурное разнообразие». В связи с этим он ответил на ряд вопросов о судьбе культуры в современном мире. Вот его краткие ответы.