По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2111-04

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 10–12; 2021. — № 1–10.

Искусство — форма культуры, то есть человеческой деятельности и ее продуктов, связанная с созданием и восприятием художественных произведений. Художественное произведение — форма удвоения реальности или ее специального оформления, предназначенная для того, чтобы расставить новые акценты в оценке подлинной реальности, выявить новую логику, позволяющую рассматривать смысл художественного произведения как особый, но самодостаточный и целостный мир.

Искусство возникло в системе религиозной деятельности и имело магический смысл, оно позволяло осуществлять магические манипуляции с подобием какого-либо объекта, чаще всего, человека или зверя, и воздействовать на этого человека или зверя с целью облагодетельствовать его или навредить ему. Это явление известно как симпатическая магия.

С течением времени искусство стало частью мистической религии. Оно играло очень разную роль, произведениями искусства были религиозные идолы и иконы (скульптурные и живописно-графические изображения объектов религиозной веры), произведениями искусства были различные ритуалы и мифы (театрализованные системы воспроизводящихся время от времени действий, как правило, связанных с воссозданием содержания истории возникновения мира или его спасения каким-либо богом или героем); произведениями искусства были религиозные здания и ландшафты; произведением искусства были сопровождающиеся музыкальными ритмами молитвы и заклинания.

Классическое искусство связано с понятием художественного образа, который представляет собой условную реальность, созданную в результате преобразования природных материалов и обладающую особым смыслом, связанным с подлинной реальностью, но принципиально не сводимым к ней.

Такой смысл всегда многозначен и нуждается в истолковании. Такое истолкование никогда не может быть окончательным, но, с другой стороны, ни одно из них, если только оно не является полностью произвольным, не может быть отвергнуто. Так, в трагедии В. Шекспира «Гамлет» поведение главного героя всегда дает основания, по крайней мере, для двух конкурирующих интерпретаций: принц имеет право отомстить за смерть своего отца, потому что у него есть доказательства преступления, совершенного его дядей, — принц просто сумасшедший, потому что все его доказательства преступления, совершенного его дядей против его отца, являются результатом фантазии и галлюцинаций.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: