По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2101-05

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов школ, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Истина есть свойство знания, заключающееся в его соответствии реальности. Классическое определение истины как адекватности знаний и вещей дал древнегреческий философ Аристотель. Основной недостаток этого определения связан с тем, что анализ отношения вещи и знания не дает оснований их различить, ибо всякая вещь, поскольку она сравнивается со знанием, предстает так или иначе уже известной, то есть становится знанием. Сама по себе вещь не может быть предъявлена для сравнения со знанием. Польский логик Альфред Тарский предложил концепцию, согласно которой истина — это тип отношения одного высказывания и другого высказывания, при котором их смыслы не противоречат друг другу. При этом первое высказывание сформулировано относительно второго, а второе — относительно реальности. Если я сравниваю предложения «снег бел» и «белый снег», невозможно отрицать, что факт существования белого снега фиксируется еще одним высказыванием, которое либо подтверждает, либо опровергает исходное.

Если истина есть соответствие высказываний о реальности, то ложь — их противоречие. В этом случае одно высказывание будет опровергать другое. А именно констатация факта будет опровергать высказывание, обобщающее его свойства. В истории знания известно много высказываний, которые принимались сначала за истину, однако позже были опровергнуты. Так, знаменитое учение Аристотеля о неподвижности Земли, которое он очень убедительно доказывал в эксперименте с брошенным с высокой башни грузом, было опровергнуто концепцией движения небесных тел Галилео Галилея. Груз выпускали из рук, стоя на вершине высокой башни, и он падал перпендикулярно земле. Точка сброса и точка падения груза образовывали прямо перпендикулярную линию по отношению к линии плоскости земли, то есть линию с прямыми углами. Если бы земля двигалась, полагал Аристотель, груз не должен был упасть таким образом. Линия падения не была бы перпендикулярной линии плоскости земли. Галилей показал, что отклонение груза имеется, но его невозможно заметить невооруженным глазом. Теория Аристотеля сегодня признана ложной, однако когда-то она была признана истиной, причем ее истинность и сегодня кажется очевидной для человека, не прошедшего специальную подготовку, то есть для обыденного познания; такие концепции принято считать заблуждениями. В отличие от них, ложь никогда не признавалась истиной.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Вопросы культурологии. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: