По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Человеческий фактор и энергосбережение*

Карпенко С.М. Горный институт ФГАОУ ВО «НИТУ МИСиС», г. Москва

Рассмотрены методы организации производства и менеджмент системы управления качеством. Влияние человеческого фактора на эффективность деятельности по энергосбережению на промышленных предприятиях.

Литература:

1. Коган П А Разработка системы мотивации для горных предприятий // Горный журнал. – 2013. – № 7. – С. 51–52.

2. Попкова Е Г , Митрахович Е Н Мотивация как инструмент повышения энергоэффективности в промышленности. – Экономические науки. – 2010. – № 2. – С. 108–111.

3. Кокорев И А Управление персоналом организации в свете теории человеческого капитала: Дисс. д-ра экон. наук: – М., 2002. – 304 с.

4. Карпенко М С Формирование организационного механизма управления энергосбережением на горнопромышленных предприятиях. Автореф. дисс. канд. техн. наук. – М., 2016. – 22 с.

Человеческий фактор оказывает значительное влияние на мотивацию деятельности по энергосбережению. В настоящее время исследования в области мотивации энергосбережения, как правило, рассматривают вопросы материального стимулирования персонала [1, 2]. С целью изучения всестороннего влияния человеческого фактора на эффективность энергосберегающей деятельности предлагается использовать методы концепции человеческого капитала, которые представляют широкий спектр инструментов в области управления и мотивации персонала [3].

В статье используются следующие факторы человеческого капитала, оказывающие влияние на эффективность деятельности по энергосбережению и мотивацию персонала в этой области [4]:

1. Степень участия в энергопотреблении. Все сотрудники в той или иной степени участвуют в потреблении энергоресурсов. Этот фактор должен учитывать как непосредственное энергопотребление, так и его контроль, мотивацию, персонала, организацию производственного процесса.

2. Уровень влияния на энергосбережение. Не каждый сотрудник, потребляющий энергоресурсы, умеет в той же степени их экономить. Так, мероприятия по экономии энергоресурсов разрабатываются сотрудниками, напрямую не участвующими в процессе энергопотребления, а вопросы энергетической политики находятся в компетенции высшего руководства, также непосредственно не занятыми в энергопотреблении.

3. Информированность об энергосбережении. Данный фактор – необходимость доводить до сведения сотрудников суть мероприятий по энергосбережению, в том числе организационных и малозатратных, а также информировать сотрудников о ходе выполнения программ энергосбережения.

4. Понимание важности проблемы энергосбережения для компании («корпоративный патриотизм»). Данный фактор может быть эффективным, если сотрудники будут увязывать энергосбережение с успехами компании, ее развитием, а также и со своим стабильным положением, карьерным ростом и увеличением зарплаты.

5. Общечеловеческая культура и культура энергопотребления. Данный фактор важен с позиций рассмотрения работника как участника нашего общества, социума. Без изменения ментальности, осознания национальных интересов, в конечном счете, все попытки проведения в жизнь политики энергосбережения могут сойти на нет.

Для Цитирования:
Карпенко С.М., Человеческий фактор и энергосбережение*. Лин-технологии: Бережливое производство. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: