Одна из наиболее значительных аристократических резиденций Франции эпохи старого порядка. Находится недалеко от Парижа, в коммуне Шантийи, департамент Уаз, в долине реки Нонетт, притока реки Уазы.
Шантийи состоит из нескольких построек, обрамлённых обширным парком, который разбил великий Ленотр. Наибольшую историческую ценность представляет Малый замок, сохранившийся с XVI века (создатель – архитектор Жан Бюллан). Новый замок (Шато д’Ангьен) – неоренессансная постройка 1876–1880 годов, вольно воспроизводящая архитектурные формы Большого замка, возведённого бароном Монморанси в 1528–1531 гг. и разрушенного во время революционных волнений.
Проектированием Нового замка занимался архитектор Оноре Доме; его стиль может быть определён как бозар.
История поместья начинается в 1484 году, когда Шантийи становится достоянием рода Монморанси. Наибольший вклад в создание архитектурного ансамбля усадьбы внёс коннетабль Анн де Монморанси, конная статуя которого возвышается перед дворцом.
Коннетабль и его наследники привлекали в Шантийи художественный цвет Франции. Так, именно на них работал лучший французский художник того времени Франсуа Клуэ, и именно в их поместье состоялась премьера первой оригинальной пьесы Мольера – «Смешные жеманницы».
В 1632 году за содействие мятежному герцогу Гастону Орлеанскому внук коннетабля, Генрих II де Монморанси, был предан смертной казни. Конфискованное поместье перешло к его сестре Шарлотте и её супругу – принцу де Конде.
Их потомки продолжали носить титул герцога Монморанси и жить в Шантийи вплоть до пресечения рода после расстрела герцога Энгиенского в 1804 году.
Среди нежилых построек в Шантийи наиболее значительны памятники «галантного века», включая знаменитый ипподром, на котором до сих пор проводятся скачки. Обширное здание конюшен было заложено в 1719 году принцем Конде, который, по воспоминаниям современников, верил, что в следующей жизни станет лошадью. Ныне в этом здании открыт Музей лошади, владеет которым Ага-хан IV. На его же средства была осуществлена дорогостоящая реставрация салона со стенами, расписанными изображениями резвящихся мартышек.