«Частные музеи — это самое интересное, что сейчас происходит в отечественной культуре. Спустя век после великих русских коллекционеров — Третьякова, Щукина, Морозова, Солдатенкова и многих других, которые в конце XIX — начале XX века создавали частные музеи, в Россию вернулось и на наших глазах развивается прекрасное начинание. Масштаб этого явления пока плохо знаком большинству наших соотечественников, но частные музеи и в столицах, и в провинции уже стали значительной частью российского музейного ландшафта», — с этих слов модератора дискуссии Милены Орловой, главного редактора газеты The Art Newspaper Russia, начался разговор. В нем участвовали: Надежда Петрова — заместитель начальника отдела Музейного фонда Министерства культуры РФ, Владимир Филиппов — заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы, Антон Горянов — начальник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры г. Москвы, а также создатели частных музеев: Инна Баженова — основатель фонда IN ARTIBUS, издатель The Art Newspaper Russia, Алексей Ананьев — основатель частного музея «Институт русского реалистического искусства», Наталия Опалева — основатель Музея Анатолия Зверева АZ, Евгений Егоров — директор по развитию музейно-выставочной площадки «Центр искусств. Москва», Борис Минц — создатель Музея русского импрессионизма.
В действующем музейном законодательстве РФ понятие «частный музей» отсутствует. Хотя, начиная с 1990-х годов, частные музеи действуют во всех регионах страны. Во многих странах мира (в том числе и в России до 1917 года) это старейшая и наиболее распространенная форма музейных учреждений.
«Российская музейная энциклопедия»
История свидетельствует, что частная инициатива во всем мире была и остается важным способом поддержки культуры. За каждым из частных музеев стоит коллекционер — он пошел на риск и открыл музей, куда он вкладывает большие деньги, чаще всего не надеясь на окупаемость. Так же как государственные музеи, их частные собратья сегодня выполняют большую социальную миссию, но при этом законодательство в России не достаточно внимательно и даже репрессивно по отношению к ним.