Бюджетные учреждения занимают особое положение среди хозяйствующих субъектов. Особенности правового положения бюджетного учреждения, его участия в рыночных отношениях, использования и распоряжения принадлежащим ему имуществом были рассмотрены нами ранее [4], однако вопросы, касающиеся обеспечения «свободы» в деятельности бюджетного учреждения, по-прежнему требуют уточнения.
Все очевиднее становится расширение самостоятельности бюджетного учреждения, что не всегда обеспечивается соответствующими законодательными инициативами. Очевидно, государство пока не готово «отпустить» бюджетные учреждения в «свободное плавание». Это обстоятельство, безусловно, определяет интересы государства, которое обеспечивает конституционные гарантии в социальной сфере.
Одна из таких гарантий — право граждан на образование, в том числе норма о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» и «в рамках установленных федеральных государственных образовательных стандартов», — закреплена ст. 43 Конституции Российской Федерации [1].
Традиционное положение бюджетных учреждений изначально «задано» государством и определяется в соответствии со ст. 123.21 ГК РФ [2]. В частности, бюджетное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом «унитарность» определяется тем, что «при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц».
Как любое юридическое лицо (как участник хозяйственных отношений), бюджетное учреждение непосредственно осуществляет уставную деятельность в тех сферах, для которых оно было создано, в данном случае — в сфере образования. Выходить за рамки такой образовательной деятельности вуз может только в исключительных случаях, регламентированных законом, и под контролем учредителя. Законом установлены границы дозволенного поведения, за которые запрещено выходить.