По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Бюджетный вуз «в предлагаемых обстоятельствах»

Лебедев В.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ОНЦ «Кибернетика», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997 Москва, Стремянный пер., д. 36
Лебедева Е.И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России E-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены ограничения и запреты, установленные действующим законодательством в отношении бюджетных учреждений. Проведен анализ интересов бюджетного вуза и государства с позиций дальнейшего повышения эффективности деятельности учреждений бюджетной сферы. Даны рекомендации по расширению самостоятельности бюджетных учреждений, в том числе по распоряжению доходами, полученными ими от приносящей доход деятельности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 05.03.2018).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 05.03.2018).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online (дата обращения: 05.03.2018).

4. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. Бизнес и бюджетные вузы: пути коммерциализации партнерских отношений. Научные исследования и разработки // Экономика фирмы. — 2017. — Т. 6. — № 2. — С. 31–37.

Бюджетные учреждения занимают особое положение среди хозяйствующих субъектов. Особенности правового положения бюджетного учреждения, его участия в рыночных отношениях, использования и распоряжения принадлежащим ему имуществом были рассмотрены нами ранее [4], однако вопросы, касающиеся обеспечения «свободы» в деятельности бюджетного учреждения, по-прежнему требуют уточнения.

Все очевиднее становится расширение самостоятельности бюджетного учреждения, что не всегда обеспечивается соответствующими законодательными инициативами. Очевидно, государство пока не готово «отпустить» бюджетные учреждения в «свободное плавание». Это обстоятельство, безусловно, определяет интересы государства, которое обеспечивает конституционные гарантии в социальной сфере.

Одна из таких гарантий — право граждан на образование, в том числе норма о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» и «в рамках установленных федеральных государственных образовательных стандартов», — закреплена ст. 43 Конституции Российской Федерации [1].

Традиционное положение бюджетных учреждений изначально «задано» государством и определяется в соответствии со ст. 123.21 ГК РФ [2]. В частности, бюджетное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом «унитарность» определяется тем, что «при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц».

Как любое юридическое лицо (как участник хозяйственных отношений), бюджетное учреждение непосредственно осуществляет уставную деятельность в тех сферах, для которых оно было создано, в данном случае — в сфере образования. Выходить за рамки такой образовательной деятельности вуз может только в исключительных случаях, регламентированных законом, и под контролем учредителя. Законом установлены границы дозволенного поведения, за которые запрещено выходить.

Для Цитирования:
Лебедев В.А., Лебедева Е.И., Бюджетный вуз «в предлагаемых обстоятельствах». Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: