По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1 ВАК 08.00.12

Бюджетные учреждения медицины: имущество, услуги, гарантии

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России , E-mail: avpra@mail.ru

В статье рассмотрены особенности правового положения бюджетного учреждения; условия предоставления платных медицинских услуг бюджетными государственными (муниципальными) учреждениями. Проведен анализ действующего законодательства, устанавливающего и обеспечивающего государственные гарантии оказания медицинских услуг, в том числе на бесплатной основе. Рассмотрены практические вопросы распоряжения бюджетным учреждением имуществом; вопросы увеличения стоимости платных медицинских услуг в процессе их оказания; правовые последствия нарушения установленного порядка распоряжения имуществом и исполнения договора на оказание медицинских услуг.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/.

6. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103061/.

7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136209/.

8. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150870/.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/.

Введение.

С точки зрения законодателя бюджетное учреждение является такой организационно-правовой формой некоммерческих организаций, которая надежно обеспечивает государственные гарантии в сфере оказания населению социальных услуг. Государство, как учредитель, собственник имущества бюджетного учреждения, «вмешивается» в деятельность бюджетного учреждения, как только возникает вопрос о распоряжении этим имуществом.

Безусловно, такое «вмешательство» преследует одну цель — сохранить социальные гарантии в деятельности бюджетных учреждений, в данном случае в сфере оказания медицинских услуг; государственное имущество должно использоваться по общему правилу в целевом порядке, то есть для обеспечения потребностей населения в медицинских услугах. Вместе с тем государство регламентирует платные медицинские услуги в деятельности бюджетных учреждений медицины, при этом не допуская «тотальную» коммерциализацию последних.

Цель исследования:

изучение организационно-правовых аспектов хозяйственного механизма деятельности бюджетных учреждений, в том числе в процессе оказания медицинских услуг на платной и безвозмездной основе.

Задачи исследования:

обоснование государственной социальной политики в сфере оказания медицинских услуг; изучение особенностей и порядка распоряжения бюджетным медучреждением принадлежащим ему имуществом.

Материалы, методы и условия проведения исследования.

Изучены нормативные акты, регламентирующие организационно-правовое положение и деятельность бюджетных учреждений; проведен анализ практики применения правовых средств в их деятельности.

Результаты исследования

позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях государство, ограничивая право бюджетного учреждения на распоряжение принадлежащим ему имуществом, обеспечивает исключительно целевое его использование; гарантируя бесплатное предоставление населению социальных услуг, допускает под своим контролем оказание этих услуг на возмездной основе. Это в конечном итоге существенно повышает эффективность самой бюджетной формы для таких организаций.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Бюджетные учреждения медицины: имущество, услуги, гарантии. Бухучет в здравоохранении. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: