По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Бюджетное учреждение: правовые аспекты распоряжения имуществом

Лебедева Е. И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права ФГБУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», эксперт ИПБ России E-mail: avpra@mail.ru
Лебедев В. А. канд. экон. наук, заведующий учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Рассмотрены особенности реализации права оперативного управления имуществом, принадлежащим бюджетному учреждению. Проведен анализ практики распоряжения имуществом, в том числе закрепленным за бюджетным учреждением учредителем или приобретенным учреждением за счет собственных доходов. Рассмотрены вопросы правовых последствий сделок, совершенных бюджетным учреждением с нарушением правила о согласии собственника имущества бюджетного учреждения на совершение сделок по распоряжению им. На примерах рассмотрены типичные ситуации, связанные с распоряжением имуществом, принадлежащим бюджетному учреждению.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru.

5. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 15-05-р «Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

В действующей редакции Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 298) установлены ограничения в отношении бюджетного учреждения, которое «без согласия собственника не  вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за  ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за  счет средств, выделенных ему собственником на  приобретение такого имущества, а  также недвижимым имуществом». Остальным имуществом, принадлежащим бюджетному учреждению на  праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно. Это касается, в частности, доходов от уставной, приносящей доход деятельности и имущества, приобретенного на эти доходы (за исключением недвижимого). Но и для такого имущества по  закону могут быть установлены ограничения и запреты.

Правовая концепция закрепления имущества за  государственными организациями была разработана А. В. Венедиктовым1 еще в  начале 1930-х гг.; ее суть заключается в том, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в  оперативное управление, наделяя ее ограниченными правами в  отношении переданного имущества.

Таким образом, особенности правового положения бюджетного учреждения исторически связаны с формированием отношений государственной собственности, с регламентацией возможности целевого использования имущества, переданного бюджетному учреждению, и распоряжения им, как правило, под контролем государства, учредителя, собственника.

Безусловно, в эту конструкцию была встроена социальная функция государства: по плану, централизованно, под контролем обеспечивать развитие образования, науки, медицины…

В настоящее время особенности правового положения бюджетного учреждения можно свести к следующим ключевым моментам:

  1. бюджетным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
  2. бюджетное учреждение может быть создано исключительно государственным (муниципальныобразованием (государственным органом либо органом местного самоуправления);
  3. учредитель является собственником имущества, принадлежащего бюджетному учреждению;
  4. на имущество, закрепленное собственником за бюджетным учреждением и приобретенное им по иным основаниям, бюджетное учреждение приобретает право оперативного управления;
  5. бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом;
  6. финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Возможности государства (заказчика) по  отношению к  бюджетному учреждению проявляются, например, в правовой регламентации государственных заданий. Так, бюджетное учреждение медицины осуществляет в  соответствии с  государственным заданием деятельность, связанную с оказанием услуг, относящихся к сфере здравоохранения.

Для Цитирования:
Лебедева Е. И., Лебедев В. А., Бюджетное учреждение: правовые аспекты распоряжения имуществом. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: