Статья поступила 10.10.2018 г.
Материальное положение ленинградских студентов было различным и зависело от множества факторов: социального происхождения, наличия или отсутствия семьи и родных, от собственной активности студента (стремление найти дополнительные источники финансовой устойчивости и даже значительно превышающие ее минимально необходимый уровень), его знаний (получение стипендии) и др. Безусловно, на бюджете не могли не сказываться личные потребности и запросы: для одних вполне уместным было довольствование только тем, что позволял размер получаемой стипендии, другие этим не удовлетворялись.
Рассмотрим, каким образом складывался бюджет (его доходные и расходные части) ленинградского студента в 1950–1960-е гг.
Основным источником пополнения бюджета студента была стипендия, которая выплачивалась с момента зачисления абитуриента в вуз и продолжала выплачиваться вплоть до получения путевок на работу по окончании вуза [1]. Студенты, учившиеся на «отлично», получали повышенную стипендию, которая была на 25% выше обычной. В середине 1950-х гг. около 80% ленинградских студентов, т.е. подавляющее большинство, получали стипендии.
С 1956 г. для всех успевающих студентов, обучающихся в важнейших промышленных и транспортных высших учебных заведениях (кроме обучающихся в них по подземным, горячим и химическим специальностям, для которых стипендия установлена особо), устанавливается следующий размер стипендии: на I курсе — 210, на II — 240, на III — 275, на IV — 275, на V — 315 руб. в месяц.
Для студентов, обучающихся в промышленных и транспортных, сельскохозяйственных, педагогических, медицинских и других высших учебных заведениях: I курс — 140, II — 160, III — 185, IV — 185, V — 210 руб. в месяц [2].
Примечательно, что приоритет технического образования в стране в данное время нашел отражение на выплате студенческих стипендий: стипендия учащегося технического вуза на I курсе приравнивалась к стипендии учащихся V курсов других вузов. Материальная выгода была одним из целенаправленных действий со стороны государства по части привлечения молодежи к овладению инженерными и промышленными специальностями.