Имя знаменитого российского и советского архитектора ХХ в. И.А. Фомина как автора многих крупных памятников архитектуры, в том числе исторического здания Государственного университета по землеустройству — ГУЗ, всем хорошо известно.
Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 г. в Орле в семье военного (рис. 1). Необходимо отметить, что славная династия архитекторов и художников Фоминых началась именно с Ивана Александровича: его дочь Ираида Ивановна Фомина была ученицей известного художника Владимира Фаворского и стала книжным графиком, сын Игорь Иванович Фомин руководил архитектурной мастерской «Ленпроекта» № 3 и долгое время был заместителем главного архитектора Ленинграда. Внучка Александра Ивановна Фомина художник, скульптор, выпускница Строгановки (рис. 2).
В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения этого видного архитектора-классика и новатора. Кафедра архитектуры ГУЗ считает своим долгом поставить перед собой задачу углубленно познакомить всех коллег с творчеством мастера, который разработал проект нашего здания, объяснить ценность его архитектурного решения, которое вывело его хорошо знакомый облик (по ряду советских фильмов) в число известных объектов Москвы при изучении истории и теории архитектуры, не только российским, но и мировым архитектурным сообществом.
В полемике о судьбах образования, ведущейся в современных СМИ, отчетливо выделяется осознанная мысль о роли качества окружающей среды и учебных пространств в деле эффективного обучения нового поколения профессионалов своего дела, значения ее в процессе формирования достойных мотиваций при воспитании интеллектуально развитых, с высокой степенью культуры личностей, дорожащих наследием предыдущих поколений. Глубокие изменения всей культурной ситуации в начале ХХ в. и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, ярко отразились в творчестве и в самой личности зодчего И.А. Фомина, который по своему значению для данной эпохи справедливо может встать в один ряд с самыми замечательными архитекторами XХ в. Превосходный художник, теоретик искусства и педагог, архитектор и практик строитель, оказал огромное влияние на творчество многих поколений архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно к художественному наследию прошлого [1].