Изготовление некоторых наименований ЖБИ непосредственно на месте строительства может помочь уменьшить сроки строительства (если все производства находятся далеко и логистика трудо-, время- и финансово затратна). По подсчетам экспертов, производство ЖБИ «на месте» может на 5–10% сократить расходы на стройку. В 2014–2015 годах Министерство строительства и ЖКХ даже рекомендовало девелоперам открывать прямо на стройплощадках мобильные заводы по выпуску железобетонных конструкций. Ведь, согласно экономическим выкладкам, затраты на транспортировку комплектующих составляют 3–5% от себестоимости строительства объекта. Кроме того, благодаря наличию собственного производства можно наладить бесперебойные поставки, не зависеть от внешних форс-мажорных обстоятельств и возникающих дедлайнов.
Когда оправданно появление быстромонтируемого завода по производству ЖБИ:
— при возведении больших объемов — жилых массивов или крупных технологических объектов. Технология позволяет экономить, когда возводится большое количество жилья — от 50–100 тыс. кв. м и более;
— если логистические затраты на доставку ЖБИ до стройплощадки делают покупку простых элементов нерентабельной;
— если имеющиеся ЖБИ-производства не могут удовлетворить спрос, использование привозных номенклатур грозит срывом сроков строительства или они ненадлежащего качества с большим количеством брака.
Мобильный бетонный завод на стройплощадках появляется все чаще — интерес к мобильным бетонным заводам и растворно-бетонным узлам в последние годы только растет. И их суммарная доля в общем производстве растворов и товарных бетонов порой достигает половины от общего объема. Ключевое отличие от стационарного завода — в производительности, мощности. Конечно же, нельзя нацеливать мобильный завод на покрытие всех нужд крупной стройки, но в целом при высокой квалификации персонала, качестве используемого сырья бетонный минизавод справляется с поставленными задачами. Бывают они мобильные и супермобильные. Первые могут быть смонтированы за пару дней, а вторые (чаще всего используемые для дорожного строительства) — за 4–6 часов. Подобные мини-заводы копируют «больших братьев», имея также горизонтальную загрузку. Супермобильные установки производят от 25 до 160 кубов бетонной смеси в час.