По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.439

Быстро, быстро, очень быстро!

Жаров М.И. историк авиации и ж/д транспорта

Это не только «современной музыки девиз», но и лозунг японских инженеров: 21 апреля 2015 г. в стране Восходящего Солнца установлен новый мировой рекорд скорости для общественного наземного транспорта — семивагонный поезд Maglev L0 разогнался до умопомрачительных 603 км/ч!

С такой «максималкой» когда-то летали истребители Второй мировой войны, да и то, далеко не все. Но одно дело летать в небесах, где нет никаких препятствий, и совсем другое мчаться в 10 см над землей, вернее — трассой. Именно такой зазор обеспечивает магнитная подвеска Maglev (от англ. magnetic levitation — магнитная левитация). Поезд на магнитной подвеске движется и поддерживается силой электромагнитного поля, не касаясь поверхности, благодаря взаимному отталкиванию сверхмощных магнитов. Механическое трение при этом полностью исключается, и единственной тормозящей силой остается сопротивление воздуха. При электродинамической подвеске (EDS) взаимодействуют магнитные поля, создаваемые катушечными электромагнитами в полотне дороги и поля, создаваемые сверхпроводящими электромагнитами на борту поезда.

Главным преимуществом системы EDS по сравнению с другими типами магнитных подвесок (а их существует несколько) является ее высокая надежность. Уже при небольшом сокращении расстояния между полотном и поездом возрастает сила отталкивания, в то же время увеличение этого расстояния снижает эту силу, что обеспечивает автоматическую стабилизацию зазора. Никакой электроники для контроля и корректировки расстояния между днищем поезда и полотном не требуется, независимо от загрузки, это тысячекратно повышает безопасность. Правда, достаточная для «полета» состава магнитная сила возникает только на большой скорости. По этой причине поезд с системой EDS оснащен дополнительными резинопневматическими колесами авиационного типа, которые, когда надо, выпускаются и обеспечивают движение при скоростях до 100–150 км/ч, т. е. при ускорении и замедлении, а также в случае аварии.

Поезд приводится в движение и тормозит с помощью синхронного линейного двигателя, состоящего из опорных магнитов на борту и дорожного полотна. Система, встроенная в полотно, представляет собой статор, развернутый в линию, а опорные электромагниты работают в качестве ротора. Переменный ток в катушках генерирует магнитное поле, которое перемещает поезд. То есть никакой трансмиссии у поезда нет, нет никаких редукторов и электромоторов. Сам состав, можно сказать, является двигателем. Изменением силы и частоты тока регулируется тяга и скорость.

Для Цитирования:
Жаров М.И., Быстро, быстро, очень быстро!. Конструкторское Бюро. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: