По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Булгаков-2016

Ключевые слова:

В 2016 году московский Музей Михаила Булгакова реализовал несколько выставочных проектов, отметив ими 125-летие писателя.

Три выставки, которые московский Музей Михаила Булгакова при содействии партнеров реализовал в 2016 году, складываются в стройную историю о музейном подлиннике, принципах экспонирования и выставочных жанрах. «Рукописи не горят» — романтический этюд на тему мемориального пространства, «Булгаков VS Маяковский» — смешливая по тону, но не по содержанию пьеса на двоих, «Булгаков. Две биографии» — классическая монография в пяти главах, с мемориальным комплексом и завершающим блоком «Писатель и мир», которую авторам удалось разыграть тонко и вовсе не архаично.

Выставка «Рукописи не горят»1 была приурочена непосредственно к юбилею (15 мая 2016 года) и продлилась чуть больше недели.

Квартира на Большой Пироговской, где в 1927 году писатель поселился со своей второй женой Любовью Белозерской, с тех пор не раз меняла жильцов, назначение, планировку. В начале 2016 года команда музея наконец-то смогла войти в помещение на правах хозяев и предметно помечтать об освоении уникального пространства. С этой квартирой в жизни писателя связаны два важных события, и было очевидно, что главный экспонат — само мемориальное пространство. Здесь Булгаков уничтожает первую редакцию романа «Мастер и Маргарита», тетрадь с которой он показательно рвет пополам, оставляя свидетельство ее былого существования. Отсюда же 28 марта 1930 года Михаил Афанасьевич пишет письмо в адрес советского правительства о своем бедственном положении, за которым следует телефонный разговор с Иосифом Сталиным.

Авторы выставки пошли по пути, который условно можно назвать «принцип локализации» — построение экспозиции на основе драматургии и символики конкретного места, соответствующий подбор экспонатов и решение выставочного пространства, обращенное к вещественности мемориального объекта. Внутренние стены квартиры вычистили до кирпича, а те, что возвели после Булгакова, покрасили в серый. Окна завесили полупрозрачной тканью, отделив внутреннее пространство от сегодняшнего дня, но сохранив пространственную ориентацию. Под ногами — доски, в роли витрин — длинные металлические столы на тонких высоких ногах со следами ржавчины.

Для Цитирования:
Ксения Новохатько, Булгаков-2016. Музей. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: