В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15 ноября 2015 года в России действует система взимания платы за движение транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (данная система получила название «Платон»). Путем внесения платы владелец грузового автомобиля компенсирует вред, причиненный указанным дорогам.
От внесения платы освобождаются владельцы:
— транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
— специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
— специальных транспортных средств, осуществляющих перевозку вооружения и военной техники.
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.
До начала движения транспортного средства сельскохозяйственная организация вносит плату оператору в размере, который зависит от протяженности планируемого маршрута движения автомобиля и размера платы, установленного Правительством РФ (п. 7 Правил взимания платы) (с 15.04.2017 составляет 3,06 руб. на 1 км пути). Ее исчисляют через систему взимания платы на основании данных, полученных при движении автомобиля от бортового устройства или стороннего бортового устройства, закрепленного за данным транспортным средством, в автоматическом режиме (п. 7 Правил взимания платы).
Бортовое устройство — объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.