По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Бухгалтерский и налоговый учет затрат на противовирусные меры

Е. Домбровская канд. экон. наук, доцент департамента бизнес-анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», E-mail: Den242@mail.ru

В статье рассматривают ся особенности бухгалтерского и налогового учета затрат по осуществлению противовирусных мероприятий. Проблематика статьи отличается особой актуальностью в условиях пандемии COVID-19. На основании обзора существующей нормативной базы рассмотрен порядок организации и документального оформления указанных затрат. Особенности бухгалтерского учета затрат на противовирусные меры рассмотрены применительно к коммерческим организациям и организациям государственного сектора. Механизм налогообложения представлен с учетом актуальной нормативной базы, разъяснений, содержащихся в письмах Минфина и других ведомств.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2 020) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» (зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2020 № 57744) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2011 № 20452) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99» (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.1999 № 1790) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Письмо Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111 «О применении кодов бюджетной классификации при осуществлении расходов на мероприятия по профилактике и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-07/54757 «О налоге на прибыль и НДФЛ в отношении расходов на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников коронавирусной инфекции, а также иммунитета к ней» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Письмо ФНС России от 29.06.2020 № СД-4-3/10479@ «О налоговом учете расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней» (вместе с письмом Минфина России от 23.06.2020 № 03-03-10/54288) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Приказ ФМБА России от 13.04.2020 № 106 «Об утверждении порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российск ой Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Домбровская Е. Н. Проблемы учета бюджетных средств на государственных предприятиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2010. — № 4.2. — С. 204–208.

12. Мухин С. Стимулирующие выплаты медработникам ФМБА в период пандемии // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение; СПС «КонсультантПлюс». — 2020. — № 6. — С. 56–60.

13. Пласкова Н. С., Полянская Т. А., Проданова Н. А. Методология учетноаналитического обеспечения системы управления инновационной деятельностью: Монография // Серия: Научная мысль. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 179 с.

14. Селищева Г. Расходы на мероприятия по профилактике COVID-19 в учреждениях спорта // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение; СПС «КонсультантПлюс». — 2020. — № 5. — С. 10–11 .

15. Фомина Л. Коронавирусный учет. Как отразить расходы на борьбу с пандемией // Финансовая газета; // СПС «КонсультантПлюс». — 2020. — № 14. — С. 5–7.

Организации обязаны обеспечивать безопасную среду для своих работников в связи с пандемией коронавируса. Это предполагает проведение профилактических мер со стороны раб отодателей. К ним относятся приобретение антисептических средств, защитных масок, перчаток, бахил, термометров; закупка и установка санитайзеров, дозаторов для мыла и другого оборудования. Кроме того, в обязательном порядке должна проводиться дезинфекция помещений. Объем мероприятий и расходов на профилактику и борьбу с распространением вирусных инфекций каждая организация определяет самостоятельно. При этом для определения необходимых мер и требуемых для их реализации средств организация может опираться на распоряжения Правительства РФ, Минздрава, Сан эпиднадзора, Роспотребнадзора, а также других федеральных, региональных и местных управляющих органов. Так, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 определяет необходимость дезинфекции контактных поверхностей, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, формирования запаса дезинфицирующих средств. Трудовой кодекс ст. 212, 223 обязывает работодателей иметь аптечку для обеспечения нормальных условий труда. Перечень средств аптечки установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169 н. Но организация вправе самостоятельно дополнить состав аптечки, издав локальный нормативный акт.

Поскольку с подобного рода затратами сталкиваются практически все организации, необходимо рассмотрение порядка их бухгалтерского и налогового учета на основе актуальной нормативной базы.

Цель исследования — изучение современного состояния российской нормативной правовой базы по вопросам бухгалтерского и налогового учета затрат по осуществлению противовирусных мероприятий.

Изучены нормативные акты, разъяснения Министерства финансов РФ, а также научные и практические труды отечественных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения затрат по осуществлению противовирусных мероприятий.

Для Цитирования:
Е. Домбровская, Бухгалтерский и налоговый учет затрат на противовирусные меры. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: