Организации обязаны обеспечивать безопасную среду для своих работников в связи с пандемией коронавируса. Это предполагает проведение профилактических мер со стороны работодателей. К ним относятся приобретение антисептических средств, защитных масок, перчаток, бахил, термометров; закупка и установка санитайзеров, дозаторов для мыла и другого оборудования. Кроме того, в обязательном порядке должна проводиться дезинфекция помещений. Объем мероприятий и расходов на профилактику и борьбу с распространением вирусных инфекций каждая организация определяет самостоятельно. При этом для определения необходимых мер и требуемых для их реализации средств организация может опираться на распоряжения Правительства РФ, Минздрава, Санэпиднадзора, Роспотребнадзора, а также других федеральных, региональных и местных управляющих органов. Так, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 определяет необходимость дезинфекции контактных поверхностей, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, формирования запаса дезинфицирующих средств. Трудовой кодекс в ст. 212, 223 обязывает работодателей иметь аптечку для обеспечения нормальных условий труда. Перечень средств аптечки установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169 н. Но организация вправе самостоятельно дополнить состав аптечки, издав локальный нормативный акт.
Поскольку с подобного рода затратами сталкиваются практически все организации, необходимо рассмотрение порядка их бухгалтерского и налогового учета на основе актуальной нормативной базы.
Цель исследования: изучение современного состояния российской нормативной правовой базы по вопросам бухгалтерского и налогового учета затрат по осуществлению противовирусных мероприятий.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные акты, разъяснения Министерства финансов РФ, а также научные и практические труды отечественных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения затрат по осуществлению противовирусных мероприятий.