Российская Федерация как одна из ведущих стран в системе мировой экономики вовлечена в многоплановые интеграционные и партнерские связи с другими государствами по различным вопросам торгово-экономического и политического сотрудничества. В этой связи открытость экономики России, с одной стороны, представляет важное условие для налаживания взаимовыгодных связей с внешним миром, а с другой — в некоторой степени ставит под удар интересы национальной экономики из-за чрезмерной экспансии зарубежных партнеров. Полагаем, что взвешенное сочетание принципов фритредерства и протекционизма позволит обеспечить наиболее благоприятный климат для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности, которая находится под управлением таможенных органов государства.
Вступление России во Всемирную торговую организацию должно создать условия для укрепления национальной экономики за счет конкуренции, которую формируют отечественному производителю зарубежные поставщики товаров. Понятно, что в этой экономической схватке за потребителя победа будет лишь за сильнейшими хозяйствующими субъектами.
Таможенное дело в настоящее время выходит за рамки национальных границ России, приобретя характер региональной управленческой системы, созданной в рамках Евразийского экономического союза, объединившего политическую и экономическую волю пяти независимых государств — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Необходимо отметить наличие действенных методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках данного интеграционного объединения, что позволяет достигнуть взаимовыгодного сотрудничества всех участников региональной группировки. Учитывая интернациональный характер таможенного взаимодействия, актуальным вопросом является изучение таможенного регулирования и контроля в рамках отдельных государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Важно отметить, что существенное значение в плане продвижения экспортно-импортного материального потока отводится таможенной и транспортной логистике, формирующей наиболее эффективные транспортные коридоры международного товарного оборота.