По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Будущее услуг проката автомобилей в России

Петр Алмазов эксперт-аналитик

Впервые услуги каршеринга в нашей стране были предложены в 2012 году. В настоящее время происходит быстрое расширение этой сферы бизнеса. В конце 2019 года количество используемых в прокате машин приблизился к 40 тысячам единиц. Большая часть указанного количества (свыше 90%) принадлежит четверке крупнейших игроков — «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», «BelkaCar» и «YouDrive». Расскажем подробнее о каждой компании и рассмотрим проблемы и перспективы развития такого бизнеса в России.

Лидирующую позицию на рынке каршеринга занимает «Яндекс. Драйв», предлагая к использованию немногим менее 17 тыс. автомобилей. Несколько скромнее количество машин, имеющихся у компаний:

●«Делимобиль» — почти 12 тыс. авто,

● «BelkaCar» — около 5 тыс. машин,

●«YouDrive» — 2 тыс. ед.

Общее количество компаний, специализирующихся на сервисе каршеринга в нашей стране приближается к 30. Статистика говорит, что за годы присутствия услуг проката автомобилей на российском рынке, более десяти компаний отказались от начатой деятельности в этом направлении или прекратили подготовку к запуску сервиса, так и не доведя свой замысел до реального старта.

Автомобили каршеринга предлагаются клиентам практически в каждом регионе РФ, однако в центральных и западных регионах их присутствие гораздо сильнее, в тоже время в некоторых восточных округах они и вовсе отсутствуют.

Несмотря на распространенность и развитость сервиса, практически для всех крупных игроков данного рынка этот вид деятельности в 2016–2018 гг. оказался нерентабельным. В плюсе оказались лишь некоторые компании, владеющие малым количеством машин. Из наиболее сильных представителей каршеринга в 2016–2017 гг. прибыль сумела получить только компания «Каршеринг Руссия», известная под брендом «Делимобиль», но и она в 2018 г. оказалась в убытке, связанном с покупкой ею оператора «Аnytime».

Тем не менее, нельзя говорить о полной несостоятельности данного вида бизнеса в долгосрочной перспективе, т.к. старт деятельности большинства компаний в этом секторе приходится на последние 2–3 года, а обновление автопарка предполагается после трех лет эксплуатации. При этом компании компенсируют некоторую часть своих расходов на приобретение новых машин посредством реализации на вторичном рынке автомобилей, исчерпавших свои возможности использования в качестве прокатных. Тогда как первоначальный запуск сервиса предполагает только затраты на покупку новых авто, причем, зачастую, с использованием схем кредитования и лизинга, что несет дополнительные расходы на начальном этапе работы. По расчетам, окупаемость и выход в положительный баланс происходит, примерно, на третий год деятельности, поэтому об итогах работы большинства компаний говорить еще рано. Это можно сделать лишь в 2020–2022 гг., по окончанию полного цикла эксплуатации (первичная закупка парка автомобилей — эксплуатация — реализация отработавших машин на вторичном рынке).

Для Цитирования:
Петр Алмазов, Будущее услуг проката автомобилей в России. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала