Salus populi suprema lex
Благо человека — высший закон
Все (или, может быть, почти все) страны на свете страстно хотят одного: преодолеть имеющиеся трудности и процветать в обозримом будущем. Точнее говоря, этого хотят не сами страны, а те люди, которые в них живут. Еще точнее, эти люди просто хотят для себя и своих близких хорошей жизни (что бы мы ни вкладывали в это понятие). Это простое и понятное желание, к сожалению, трудно осуществимо, поскольку все страны, по крайней мере, в той части мира, которая претендует на определенную развитость, существуют в условиях жесточайшего прессинга со стороны четырех факторов (так называемые 4C):
• жесткая конкуренция (Competition);
• быстрые перемены (Changes);
• рынки, на которых правит потребитель (Customer first);
• компьютеризация (Computerization) всего и вся.
К этим 4 буквам С нужно добавить пятую — коррупцию (Corruption), разъедающую страны по всем направлениям.
То, что мир меняется на глазах, видно также невооруженным глазом. Достаточно задуматься над тем, как совсем недавно мы жили без мобильных телефонов и ноутбуков; с какой скоростью сменяют друг друга, например, версии текстового редактора типа Word; как меняются автомобили, на которых мы ездим и т. д.
Чтобы убедиться в том, что сегодняшним миром управляют желания потребителя, тоже не надо особых усилий. Эпоха Генри Форда, когда изготовитель решал, что нужно потребителю — ушла безвозвратно, и не вернется. Потребители своими кошельками голосуют за то, что им больше по вкусу. Например, какие бы усилия не предпринимал АвтоВАЗ, его доля на российском рынке неуклонно падает, поскольку качество его продукции несравнимо с качеством машин большинства зарубежных изготовителей. То же происходит и в других отраслях… Что же касается компьютеризации, то вряд ли большинство жителей развитых стран способны представить жизнь без Интернета, мобильной связи, кредитных карт и всех прочих аксессуаров современного общества.