Развитие нанотехнологий, связанное с их переходом от микроуровня к наноуровню со всевозможными негативными последствиями для человечества, требует разработки религиозно-нравственных принципов. Ученый-нанотехнолог должен знать, что научно-технические открытия, в которые не задействованы его личные религиозно-нравственные качества и гуманитарная ответственность, приведут цивилизацию к катастрофическим последствиям.
Постижение сути проблемы как отношения ученого к созидаемым им нанопродуктам и нанотехнологиям, с одной стороны, ориентирует его на гуманитарную направленность по производству нанотехнологий и нанопредметов, а с другой — требует от него быть предельно осмотрительным. Эта осмотрительность вытекает из признания им того факта, что, во-первых, ему еще не ясны социальные последствия этого производства, которые могут проявиться в экологических бедствиях, безработице. Во-вторых, невозможно всесторонне вскрыть все те будущие последствия, которые связаны с безопасностью нанотехнологий. Между тем в мире происходит быстрое восполнение общества искусственно созданными нанообъектами. Но что будет с человеком, если эти нанообъекты через одежду, лекарства, продукты питания, косметики окажутся внутри его организма, внутри его клеток? К каким последствиям они могут произвести? Здесь однозначно необходимо выработать механизмы и методы прогнозирования и контроля за предвосхищаемыми последствиями нанообъектов.
Как известно, в свое время ученые-медики, которые имели отношение к биомедицинским технологиям, генной инженерии, жестко сталкивались с проблемой религиозно-нравственного выбора. Также и физики дали много хорошего людям в их жизни, например, в частности, построив им АЭС, но они одновременно создали атомное и термоядерное оружие. А микробиологи, которые защищают массы людей от вредоносных микроорганизмов, создали бактериологическое оружие. В настоящее время ученые-нанотехнологи оказались в подобной религиозно-нравственной ситуации. Они создают то, чего никогда не было в природе.