По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Будущее банковского дела: роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов

А. С. Базылжанова НАО «Университет имени Шокана Уалиханова», г. Кокчетау, Республика Казахстан, E-mail: aina_2381@mail.ru
С. М. Искакова НАО «Университет имени Шокана Уалиханова», г. Кокчетау, Республика Казахстан E-mail: SISkakova@shokan.edu.kz
А. Т. Тюлегенова НАО «Университет имени Шокана Уалиханова», г. Кокчетау, Республика Казахстан, E-mail: asy_04@mail.ru

В данной статье рассмотрен искусственный интеллект как технология, применяемая в банковском секторе с целью повышения качества оказания банковских услуг. В работе показаны преимущества использования искусственного интеллекта в банкинге, рассмотрен уровень внедрения данной технологии и проблемы применения ИИ в процессе оказания банковских услуг.

Литература:

1. The new physics of financial services: Understanding how artificial intelligence is transforming the financial ecosystem / World Economic Forum Report. — Deloitte, 2018. — 28 p. [Электронный ресурс]. — URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/ Deloitte/cz/ Documents/financial-services/Deloitte_WEF_FS_AI_Summary_2018.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

2. Freedom Bank: Искусственный интеллект сэкономит триллионы долларов [Электронный ресурс]. — URL: https://informburo.kz/novosti/freedom-bank-iskusstvennyiintellekt-sekonomit-trilliony-dollarovhttps://informburo.kz/novosti/freedom-bankiskusstvennyi-intellekt-sekonomit-trilliony-dollarov (дата обращения: 03.03.2025).

3. Enshov, V. V., Bulatova, E. I., Garifullina, N. A. Assessment of the possibilities of using artificial intelligence in modern banking // Ekonomika i upravlenie: problemy resheniya. — 2024. — Vol. 8. — No. 3. — P. 123–129. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r. 2024.03.08.019.

4. Semeko, G. V. Artificial Intelligence in the Banking Sector: Opportunities and Challenges// Social Novelties and Social Sciences. — Moscow: INION RAN, 2021. — № 2. — P. 81–97.

1. The new physics of financial services: Understanding how artificial intelligence is transforming the financial ecosystem / World Economic Forum Report. Deloitte, 2018, 28 p. Available at: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/cz/Documents/ financial-services/Deloitte_WEF_FS_AI_Summary_2018.pdf (accessed: 03.03.2025).

2. Freedom Bank: Artificial intelligence will save trillions of dollars. Available at: https://informburo.kz/novosti/freedom-bank-iskusstvennyi-intellektsekonomit-trilliony-dollarovhttps://informburo.kz/novosti/freedom-bankiskusstvennyi-intellekt-sekonomit-trilliony-dollarov (accessed: 03.03.2025).

3. Enshov, V. V., Bulatova, E. I., Garifullina, N. A. Assessment of the possibilities of using artificial intelligence in modern banking. Ekonomika i upravlenie: problemy resheniya. 2024, Vol. 8, No. 3, pp. 123–129; https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.03.08.019

4. Semeko, G. V. Artificial Intelligence in the Banking Sector: Opportunities and Challenges. Social Novelties and Social Sciences. Moscow: INION RAN, 2021, Nо. 2, pp. 81–97.

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.03.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 17.03.2025.

Искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью современного банковского сектора. Его внедрение открывает новые горизонты для повышения эффективности, улучшения клиентского обслуживания и снижения рисков. Однако, несмотря на множество преимуществ, использование ИИ в банках также связано с рядом проблем и вызовов. В данной статье мы рассмотрим основные возможности и проблемы, связанные с применением искусственного интеллекта в банковской сфере. Проанализируем основные возможности использования ИИ в банковском секторе.

На сегодняшний день ИИ — наиболее распространенный инструмент автоматизации на финансовом рынке. Его внедрили и активно используют 95% российских финансовых организаций. Также ИИ активно развивается в банковской сфере для создания клиентских профилей. Это процесс получил название «скоринг». Он подразумевает сегментацию пользователей финансовых услуг с целью разделения их на кластеры и адаптации предложений под их потребности. ИИ анализирует предыдущие операции клиента с учетом различных критериев. Это позволяет провести классификацию клиентов — профилирование, чтобы предсказывать их поведение на основе исторических данных. Следует отметить, что поведенческие паттерны пользователей значительно влияют на операции, которые совершает клиент банковской организации, и их изменение происходит в основном под воздействием фундаментальных тенденций на протяжении длительного времени.

Также данная система используется для выявления нетипичного и аномального поведения. ИИ непрерывно анализирует поведение клиентов, определяет их соответствие профилю и передает информацию о подозрительных операциях для их временной приостановки до получения подтверждения законности.

Другим устойчивым трендом в банковской сфере является расширение применения инструментов для анализа биометрических данных. Это позволяет сделать банковские сервисы более доступными для пользователей, также обеспечить дополнительную степень защиты. С другой стороны, это создает повышенные риски — с помощью современных технологий мошенники могут подменять биометрические данные клиента для получения доступа к его денежным средствам. Применение биометрических систем невозможно без внедрения инструментов ИИ. С их помощью происходит верификация данных и предоставление доступа. Отдельно необходимо отметить, что успешность работы механизмов предотвращения мошенничества, основанных на базе ИИ, сильнейшим образом зависит от объема анализируемых данных (входных параметров). Это приводит к усложнению и удорожанию применения систем ИИ на текущем этапе развития.

Для Цитирования:
А. С. Базылжанова, С. М. Искакова, А. Т. Тюлегенова, Будущее банковского дела: роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: