Дата поступления рукописи в редакцию: 16.03.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 17.03.2025.
Искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью современного банковского сектора. Его внедрение открывает новые горизонты для повышения эффективности, улучшения клиентского обслуживания и снижения рисков. Однако, несмотря на множество преимуществ, использование ИИ в банках также связано с рядом проблем и вызовов. В данной статье мы рассмотрим основные возможности и проблемы, связанные с применением искусственного интеллекта в банковской сфере. Проанализируем основные возможности использования ИИ в банковском секторе.
На сегодняшний день ИИ — наиболее распространенный инструмент автоматизации на финансовом рынке. Его внедрили и активно используют 95% российских финансовых организаций. Также ИИ активно развивается в банковской сфере для создания клиентских профилей. Это процесс получил название «скоринг». Он подразумевает сегментацию пользователей финансовых услуг с целью разделения их на кластеры и адаптации предложений под их потребности. ИИ анализирует предыдущие операции клиента с учетом различных критериев. Это позволяет провести классификацию клиентов — профилирование, чтобы предсказывать их поведение на основе исторических данных. Следует отметить, что поведенческие паттерны пользователей значительно влияют на операции, которые совершает клиент банковской организации, и их изменение происходит в основном под воздействием фундаментальных тенденций на протяжении длительного времени.
Также данная система используется для выявления нетипичного и аномального поведения. ИИ непрерывно анализирует поведение клиентов, определяет их соответствие профилю и передает информацию о подозрительных операциях для их временной приостановки до получения подтверждения законности.
Другим устойчивым трендом в банковской сфере является расширение применения инструментов для анализа биометрических данных. Это позволяет сделать банковские сервисы более доступными для пользователей, также обеспечить дополнительную степень защиты. С другой стороны, это создает повышенные риски — с помощью современных технологий мошенники могут подменять биометрические данные клиента для получения доступа к его денежным средствам. Применение биометрических систем невозможно без внедрения инструментов ИИ. С их помощью происходит верификация данных и предоставление доступа. Отдельно необходимо отметить, что успешность работы механизмов предотвращения мошенничества, основанных на базе ИИ, сильнейшим образом зависит от объема анализируемых данных (входных параметров). Это приводит к усложнению и удорожанию применения систем ИИ на текущем этапе развития.