* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-1801007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Статья поступила 19.06.2024.
Современная культурология как наука, изучающая доминирующие тенденции развития отечественной и мировой культуры, восприятия ее как целостной и взаимозависимой системы позволяет взглянуть на опыт предшествующих лет с определенной долей объективного аналитизма. В условиях различных этапов развития общества наши отечественные писатели, художники, скульпторы, музыканты, то есть самые различные представители культуры, оказывались вовлеченными в зависимость времени и тех социальных законов, которые устанавливала действительность. Окружающий мир с неизбежностью влиял на рождение и эволюцию художнических взглядов, опосредуя их поэтическую (в самом широком смысле) систему, выдвигая на передний план те или иные творческие приоритеты. Историческая действительность опосредовала взгляды художника, но историческая действительность по прошествии времени актуализирует и корректировку ранее проявленных убеждений — историческая дистанция позволяет в иной перспективе взглянуть на творческий путь художника, яснее и отчетливее проследить законы и условия как экспликации одних его установок, так и формирование других, проследить тенденцию изменения и трансформации творческих приоритетов, нередко не видимых и не осознанных самим творцом. То есть системный культурологический подход приоткрывает новые векторы осмысления и переосмысления творческого процесса художника, нередко скрытые от читателя и критика. Системность и взаимообусловленность разноаспектных доминант приводят к новому осознанию творческого дара художника, в том числе его логической рациональной составляющей и интуитивно-бессознательной. Именно с этих позиций и посмотрим на пушкиниану Валерия Брюсова.
Как правило, мы воспринимаем Поэта как Творца, в особые минуты подверженного мистическому вдохновению и не ощутимому другими влиянию таинственной Музы. Редко когда перед нами оказывается поэт, который бы умел осознать и объяснить секреты письма, технику стихосложения, доступную даже студентам-филологам. Дар свыше — объяснение таланта, одаренности, поэтической гениальности.