Бремени доказывания в трудовом споре уделено определенное внимание в научной литературе [1; 2]. В международных документах этот вопрос также находит отражение. Так, в Конвенции МОТ № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя установлено, что бремя доказывания наличия законного основания для увольнения лежит на работодателе (ч. 2 ст. 9).
В Рекомендации № 198 о трудовом правоотношении, принятой Генеральной конференцией МОТ 15.06.2006, закреплено, что национальным законодательством, нормативными правовыми актами и коллективными договорами обеспечивается защита, которая связана с существованием трудового правоотношения между работодателем и наемным работником. При этом дополнительный акцент делается на необходимости направленности законодательства в области занятости и труда на разрешение проблем, которые могут возникать в силу неравного положения сторон трудового правоотношения в ходе переговоров между ними.
Согласно действующему российскому процессуальному законодательству, рассмотрение и разрешение трудовых споров происходит посредством гражданского судопроизводства. Относительно бремени доказывания действует общая норма, закрепленная в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве федерального закона, предусматривающего иное, вполне мог бы выступить ТК РФ, который содержит ряд положений в отношении судебной защиты трудовых прав, таких как определение специальной подсудности (ст. 391 ТК РФ), правила распределения судебных расходов (ст. 393 ТК РФ), некоторые вопросы принятия решений по трудовым спорам (ст. 394 ТК РФ). Однако в нем нет специальных норм о распределении бремени доказывания при разрешении индивидуального трудового спора, в силу чего применению подлежит ст. 56 ГПК РФ, которая носит императивный характер и не может быть изменена по усмотрению участников судебного спора.