По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Брак на производстве: как недопустить и повысить качество продукции

Жданкин Н.А. д-р техн. наук, академик, РАЕН, профессор, НИТУ «МИСиС», президент, ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ»

Рассмотрены вопросы проблемы брака и повышения качества российской продукции. Показано, что проблема очень актуальна и носит системный характер, решение которой необходимо для развития России. С помощью инновационных подходов произведен разбор проблемы и выявлены ее главные причины, к которым относятся работа, оборудование и материалы. Все это является следствием неэффективной работы персонала, что поможет решить грамотная система его мотивации.

Литература:

1. Жданкин Н .А . Система менеджмента качества – 100 %-ная основа промышленной политики // Экономические стратегии. – 2013. – № 4. – С. 20–31.

2. Жданкин Н .А . Инновации в борьбе с коррупцией // Стратегия России. – 2014. – № 7. – С. 49–60.

3. Жданкин Н .А . Как руководителю создать на предприятии современную систему менеджмента качества // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. – 2015. – № 5. – С. 32–40.

4. Жданкин Н .А ., Худина Е .В . Инновационный подход к борьбе с браком в металлургии // Металлург. – 2015. – № 8. – C. 10–17.

5. Жданкин Н .А . Инновационный менеджмент: учебник (для бакалавров) / М.: КноРус, 2017. – 315 с.

6. Жданкин Н .А . Мотивация персонала. Измерение и анализ. 2-е изд. / М.: Финпресс, 2018. – 304 с.

7. Жданкин Н .А . Как управлять процессом инноваций на предприятии // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. – 2018. – № 8. – С. 38–45.

8. Жданкин Н .А . Восемь правил эффективной мотивации // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. – 2018. – № 9. – С. 22–31.

9. Садыков А . Как я искоренил брак на производстве. Источник: https:// biz360.ru/materials/kak-ya-iskorenilbrak-na-proizvodstve/

10. Zhdankin N .A ., Suanov V .M ., Sharipov B .K . I n n o v a t i o n s a n d Motivation of Personnel as the Main Drivers of Development of Industrial Enterprises // Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 91, Springer, Cham, 2020, Pages 125–133.

Главным фактором роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции, которое одновременно с этим является решающим условием конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Повышение технического уровня и качества продукции оказывают существенное влияние на экономику, конкурентоспособность отечественных товаров и уровень жизни населения страны. В этом залог развития всей экономики и повышения жизненного уровня народа России.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является характерной чертой работы предприятий. В условиях ухода от сырьевой зависимости и развития перерабатывающего производства высокое качество российской продукции тем более служит решающим фактором успеха на фоне преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка западными товарами. И дело не только и не столько в импортозамещении, сколько в создании жесткой конкуренции западным товарам, что является на сегодня важнейшей стратегической задачей развития страны, напрямую влияющей на рост ВВП и наполнение государственного бюджета.

Что такое брак

Сегодня брак на производстве является серьезным тормозом развития предприятий. Процент брака в России по разным оценкам составляет от 5–10 до 40–50 % в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, применяемого оборудования и технологий. Большой процент брака снижает производительность труда, которая в России и так невелика, поскольку бракованная продукция отвлекает дополнительные ресурсы на устранение дефектов, либо идет в лом как не подлежащая исправлению. Получается, что все вложенные в ее производство деньги оказались пустыми затратами.

К слову сказать, производственный брак – это изделия, детали, услуги, узлы, полуфабрикаты, имеющие качество, не соответствующее техническим условиям или стандартам. Их нельзя применять по назначению или можно эксплуатировать только после исправления дефектов.

Отметим, что в каждой отрасли промышленности свои виды брака. Например, в нефтепереработке и нефтехимии браком в производстве в основном считаются такие продукция или полуфабрикаты, которые не соответствуют по качеству установленным стандартам или техническим условиям и требуют для своего исправления дополнительной (повторной) переработки. На предприятиях черной и цветной металлургии браком считается продукция, технические показатели которой (качество, геометрические размеры, форма и пр.) не соответствуют показателям, установленным стандартом или техническим условиям, и которая не может быть использована по своему прямому назначению, либо принята по другим стандартам или техническим условиям (по химсоставу, механическим свойствам, размеру, форме, весу, отделке, допускам и т. д.), либо может быть использована лишь после исправления.

Классификация брака устанавливает следующие его виды:

- Исправимый. Изделия в этом случае можно использовать после устранения недостатков.

- Окончательный. Изделие исправить нельзя или устранение дефектов экономически нецелесообразно.

- Внутренний. Такой производственный брак выявляется до отправки продукции на реализацию.

- Внешний. Этот производственный брак обнаруживается потребителями.

В большинстве случаев даже малейший брак на предприятии может спровоцировать потерю сырья и негативно сказаться на общем финансовом состоянии организации. Такой брак может привести и к другим более серьезным проблемам, связанным с ростом репутационных (комплаенс) рисков и потерей имиджа предприятия.

Почему же возникает производственный брак, какие причины влияют на это и какие мероприятия следует провести, чтобы сократить или исключить его появление? Ответы на эти вопросы лежат в плоскости полноценного внедрения систем менеджмента качества (СМК) по МС ИСО 9001 и подходов инновационного менеджмента на предприятии [1–3]. При управлении качеством необходимо постоянно «мониторить» несколько направлений деятельности:

1. Проблема качества должна быть постоянно в поле зрения руководства. Все отговорки про устаревшее оборудование не должны приниматься во внимание. Проблемы качества продукции имеют место при работе как на старом, так и на новейшем оборудовании, и связаны они с неверной кадровой политикой, неэффективной работой персонала, неправильной настройкой оборудования.

2. Анализировать все случаи появления брака для выявления коренных причин. Нахождение таких причин для каждой группы схожих случаев позволит проводить профилактические мероприятия и предотвратить появление брака в будущем.

3. Поддерживать постоянный темп внедрения мероприятий по предотвращению брака, проводить системную работу, даже если это потребует не один год. Устранив самые значимые проблемы, удастся значительно сократить вероятность производственного брака.

Известно, что основная доля брака происходит по вине работника, т. е. пресловутый человеческий фактор влияет на конкурентоспособность предприятия в большей степени, чем технологическая и техническая оснащенность предприятия.

Причины брака

Выделяют 5 основных групп причин брака1:

1. Некачественное сырье.

2. Нестабильная работа оборудования.

3. Технология производства.

4. Условия работы персонала.

5. Непрофессионализм и безответственность рабочих.

Рассмотрим каждую группу по отдельности, выделяя направления борьбы с ними.

1. Сырье:

- выясните, откуда у вас некачественное сырье;

- организуйте контроль качества на этапе поступления сырья в производство;

- включите в договор с поставщиками пункт о существенном штрафе при обнаружении некачественного сырья.

2. Оборудование:

-установите сроки технического обслуживания и ремонта оборудования через внедрение системы ППР (планово-предупредительных ремонтов), а также персональную ответственность за нарушение сроков и низкое качество работ;

- отслеживайте, на каком из агрегатов производится та или иная продукция. Тогда при обнаружении брака вы легко определите то оборудование, которое нуждается в наладке.

3. Технология производства:

- установите, какие производственные процессы несовершенны и влекут брак;

- каков объем бракованной продукции на том или ином процессе;

- оцените, что можно сделать для устранения брака, но помните, что любое внедрение новой технологии для уменьшения объемов брака должно окупаться.

4. Условия работы персонала:

- организуйте сбор предложений по улучшению производства и условий труда;

- создайте систему мотивации руководства, чтобы эти предложения не забывались, а реализовывались.

5. Непрофессионализм и безответственность рабочих:

- постройте привлекательную для рабочих систему мотивации за работу без брака и систему наказаний для «бракоделов»;

- обяжите сотрудников при поступлении некачественного сырья останавливать работу и ставить в известность своего начальника;

- внедряйте автоматизированные системы управления процессами, чтобы свести к минимуму человеческий фактор.

Как видим, даже беглый анализ причин брака позволяет предложить достаточно эффективные решения для их устранения.

Инновационный разбор проблемы брака

Однако более глубокое погружение в проблему дает системный подход, основанный на ее инновационном разборе, продемонстрированный ранее автором в работах [4–7]. Для рассмотрения проблемы и выявления путей ее решения используем методы инновационного менеджмента, такие как метод Киплинга и диаграмма Исикавы.

Метод Киплинга (метод волшебных вопросов), который, используя вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?», позволяет комплексно взглянуть на проблему, понять ее причины и наметить возможные пути решения. Итак, начнем.

Кто задействован в проблеме?

- Высшее руководство предприятия, которое организует всю работу, в т.ч. и вопросы стратегического развития.

- Потребители на российском рынке, которые формируют спрос на продукцию предприятия. На основании их потребностей формируется план производства и количество задействованного в процессе персонала.

- Владельцы процесса, ответственные за формирование портфеля заказов и организацию планирования производства: директор по продажам, начальник отдела маркетинга, начальник отдела планирования и др.

- Владельцы процесса, ответственные за разработку и освоение продукции: конструкторы/технологи/механики, разрабатывающие и проектирующие техническую документацию.

- Владельцы процесса, ответственные за производство: директор по производству, начальники цехов и участков, бригадиры и рабочие.

- Владельцы процесса контроля: директор по качеству, начальник ОВК (отдел внутреннего контроля), начальник ОТК, начальник ЦЗЛ, аудиторы.

- Снабженцы и логисты, обеспечивающие закупки и доставку сырья.

- Поставщики, которые поставляют сырье на предприятие, и др.

Что происходит?

- Низкое качество сырья и, как результат, – брак на выходе!

- Повышенный износ оборудования, частные поломки.

- Потери времени, снижение производительности труда.

- Повышенный расход сырья, энергии, материалов и пр.

- Потеря выгодных потребителей и, как результат, – снижение доходов, снижение зарплаты и пр.

- Снижение имиджа предприятия, потеря авторитета, увольнение людей и пр.

- Потеря мотивации персонала.

- Халатность, недобросовестная работа, снижение качества продукции.

- Низкая квалификация работников, слабые системы обучения и повышения квалификации персонала.

- Недостаток трудовой дисциплины и пр.

Где проявляется проблема?

- У поставщиков, когда им предъявляются претензии по качеству сырья.

- В пунктах входного контроля сырья, в ОВК, ОТК, ЦЗЛ.

- В производственных цехах, которые не могут работать с некачественным сырьем.

- В отделах продаж и финансовом, когда пытаются свести финансовые потоки.

- У конечных потребителей, которые не хотят оплачивать брак.

- В семьях работников предприятия, когда они приносят домой низкую зарплату, вызывая недовольство членов семей, и пр.

Когда возникла проблема и в какие моменты времени она проявляется?

- В момент производства сырья у поставщиков, которые допускают брак.

- При перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке и хранении сырья.

- При входном контроле и испытаниях сырья.

- При технологических переделах продукции, когда проявляется брак.

- При финансовых расчетах, выдаче зарплаты и пр.

Почему появляется брак?

- Некачественный отбор и выбор поставщиков.

- Отсутствие аудита поставщиков 3-й стороной.

- Нехватка денег на более качественное сырье.

- Личная заинтересованность некоторых должностных лиц в работе с конкретными поставщиками (коррупция).

- Неэффективная СМК на предприятии.

- Молчание персонала о некачественном сырье. Пассивная роль мастеров.

- Низкая квалификация персонала.

- Устаревшее технологическое оборудование.

- Несоблюдение требований технологических регламентов.

- Недостаточная мотивация персонала.

- Халатность и недобросовестность персонала.

- Недостаточная ответственность за брак.

- Отсутствие эффективной стратегии развития предприятия и пр.

Как решить проблему?

- Разработка эффективной стратегии развития предприятия, направленной на высокое качество продукции и широкое внедрение инноваций.

- Введение аудита 3-й стороной для всех поставщиков с участием представителей производства от предприятия. Борьба с коррупцией на предприятии.

- Повышение качества доставки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки и хранения сырья.

- Повышение квалификации персонала через создание системы обучения кадров.

- Приобретение нового технологического оборудования.

- Создание системы подачи предложений (СПП) для повышения качества продукции и расшивки «узких» мест.

- Разработка и широкое внедрение инноваций на производстве.

- Модернизация оборудования малыми силами и средствами.

- Совершенствование технологий производства.

- Разработка эффективной системы мотивации персонала, нацеленной на повышение качества продукции и снижение издержек.

- Введение личной ответственности за брак на каждом этапе изготовления продукции.

- Персонификация ответственности (например, клеймо мастера на изделии).

- Внедрение эффективной СМК по МС ИСО 9001.

- Увеличение ОТК размера выборки при входном контроле сырья.

- Повышение активности мастеров и их роли в росте качества продукции и пр.

Вывод: На уровне предприятия основными причинами брака являются некачественное сырье, коррупция при закупках, устаревшее оборудование, отсутствие новых технологий, низкая квалификация кадров, слабая система мотивации персонала, отсутствие эффективной стратегии развития и пр.

Диаграмма Исикавы дает возможность выявить ключевые параметры процессов, влияющие на появление брака, и установить факторы, влияющие на возникновение дефектов. Причины проблемы структурируются по пяти направлениям (метод 5M): Man (оператор), Machine (оборудование), Material (материал), Method (метод), Measurement (измерение). Ниже представлена диаграмма Исикавы в необычном цифровом виде для одного из металлургических предприятий России (табл. 1), из которой наглядно видны не только сами причины брака, но и объем отбракованной продукции в тоннах, полученной в результате воздействия данной причины.

Такое становится возможным при ведении постоянного журнала отбраковки продукции, куда записываются все происходящие действия, влияющие на появление брака, и объемы самого брака. Ведение таких журналов является необходимым элементом борьбы с браком. Чем четче и детальнее будут фиксироваться все производственные процессы и, главное, те из них, которые ведут к браку, тем точнее будет полученная информация, которую можно напрямую использовать для повышения качества продукции.

Как видно из табл. 1, главные причины брака находятся в двух плоскостях: работа оборудования и материалы (сырье) для обработки. На долю этих блоков приходится более 73 % брака!!! (табл. 2), при том, что это соотношение из года в год практически не меняется, хотя общие объемы отбракованной продукции растут серьезными темпами. Это совсем не шутки. Получается, что, устранив эти причины, можно сократить брак почти в 4 (!!!) раза. Причем в работе оборудования «лидером» является перестраховка и завышение чувствительности настроек контрольных приборов (перебраковка), а в материалах (сырье) «лидер» – отклонения геометрических размеров рулонного проката ввиду особенности технологии его производства.

Из табл. 2 видно, что к работе персонала относится самый маленький процент брака – 6-8 %, что вызывает серьезные вопросы и может привести к ложному выводу о непричастности персонала к качественной продукции. Если разобраться в глубинных причинах брака, то становится ясно, что работа оборудования, занимающая лидерские позиции в «создании» брака, зависит от его настройки и наладки, которые выполняют люди, тот же персонал предприятия. Поэтому недоработки персонала являются коренной причиной некачественной работы оборудования и т. д. То же самое относится и к некачественным материалам (сырью), занимающим 2-е место в «создании» брака. Эти материалы также делают люди и организации, являющиеся поставщиками для нашего предприятия. Поэтому получается, что практически во всех блоках причин персонал является основным источником всех или почти всех проблем, поскольку он, помимо уже упомянутых, определяет методы и технологии работ, и он же осуществляет измерение и контроль результатов.

Из всего вышесказанного можно сделать простой и понятный вывод о том, что персонал является не только главным активом предприятия, но и главным источником брака, снижающим эффективность его работы. Отсюда следует, что борьба с браком – это главным образом борьба за квалификацию персонала. Но и это еще не все. Мало иметь высококвалифицированный персонал, надо еще создать эффективные системы его мотивации, нацеленные на работу абсолютно без брака. В этом залог эффективной работы и развития предприятия [8–10].

Мотивация персонала

Для разработки эффективной системы мотивации персонала мы воспользовались предложениями работников, которые высказывались ими о том, какие дополнения к существующей системе мотивации они хотели бы видеть. Вот обобщенный анализ предложений:

По материальным методам:

- Оплата по результату, который бы учитывал работу работника (бригады, участка, цеха) без брака в виде премий и штрафы за брак, соразмерные получаемому доходу или убытку предприятия.

- Введение премии по качеству, которая бы вручалась публично с переходящим кубком (вымпелом) после подведения итогов отчетного периода (квартал, полугодие и год) за высокие достижения в работе по повышению качества продукции. Это могут быть несколько премий за 1-е, 2-е и 3-е места по разным номинациям (отделам, цехам).

- Доплата за работу в выходные дни, что часто имеет место вследствие необходимости выполнения плана и/или ликвидации последствий брака.

- Материальная поддержка СПП, инноваций и рацпредложений, направленных на снижение брака и повышение качества продукции, а также снижение затрат, рост производительности труда и эффективности производства. При этом размер вознаграждения должен быть пропорционален получаемому эффекту.

- Введение отдельного вознаграждения за создание более комфортных условий труда и экологичности производственного процесса.

По социальному пакету:

- Введение ДМС. Оплата больничных листков по нетрудоспособности на 100 %.

- Оплата санаторно-курортных путевок на 50 %.

- Поощрение здорового образа жизни в виде ежемесячной доплаты некурящим.

- Оплата льготного питания и проезда на работу и обратно.

- Оплата тренажерного зала.

- Выдача беспроцентных ссуд для молодых семей на решение жилищных вопросов.

По моральным методам:

- Награждение корпоративными орденами, медалями, почетными грамотами.

- Возрождение Доски почета (а также Доски позора – для бракоделов).

- Введение именного Клейма мастера за работу без брака длительное время.

- Введение звания «Лучший по профессии» в нескольких ключевых номинациях.

- Расширение числа корпоративных праздников для сплочения коллектива.

- Премирование временем и пр.

5 шагов к работе без брака (алгоритм ликвидации брака)

Обобщая все вышесказанное, можно предложить алгоритм ликвидации брака на предприятии, включающий 5 шагов.

Первый шаг . Постоянно вести журнал отбракованной продукции и регулярно формировать таблицы с указанием всех случаев брака на предприятии, объединяя схожие причины брака в группы (по типу диаграммы Исикавы). Это позволит иметь общую статистику случаев брака за период, а также объемы потерь от них (табл. 1 и 2).

Второй шаг . В ходе проведения анализа необходимо выявить несколько коренных причин, которые регулярно повторяются и приводят к основной доле брака. На них надо сосредоточить основное внимание.

Третий шаг . Создать систему подачи предложений СПП (или постоянных улучшений) на предприятии, направив ее на активизацию мысли новаторов на устранение причин брака, чтобы исключить вероятность повторения наиболее частых из них, дающих максимальные потери.

Четвертый шаг . Разработать и внедрить в работу эффективную систему мотивации персонала (пример приведен выше), ориентированную на сокращение брака, повышение качества продукции и рост производительности труда. В данной системе должен быть соблюден принцип «кнута и пряника», когда предусматривается не только премирование за работу без брака, но и штрафы за брак в зависимости от его объема. Здесь же должны быть предусмотрены стимулирующие меры за подачу предложений в системе СПП и выплату вознаграждений авторам предложений при получении реального экономического эффекта. Это может быть порядка 2–15 % в зависимости от суммы эффекта.

Пятый шаг . Организовать на предприятии постоянный инновационный процесс для повышения качества продукции. Такой процесс должен включать этапы разработки и внедрений инноваций [4, 5], такие как разбор проблемы, генерирование идей, оценка идей, собственно разработка инновации и ее коммерциализация (внедрение). Для этого необходимо обучение персонала специальным приемам, с помощью которых можно относительно легко создавать инновации, приносящие положительный эффект. Поддержать такой процесс можно внедрением системы KPI, куда войдут все ключевые показатели работы сотрудников в зависимости от размера брака и роста качества продукции, при мощной и эффективной системе мотивации персонала.

Реализация такого алгоритма позволит в кратчайшие сроки за 3–6 месяцев сократить объемы брака и реально повысить качество продукции. А в перспективе 1–2 года полностью работать без брака и начать производить инновационную продукцию нового уровня.

И последнее. Хотелось бы отметить высокую роль СМК по ИСО 9001 в решении проблемы брака. Здесь нужно выделить два приоритетных направления:

1. Внедрение процессного подхода (рис.), при котором идет прием заготовки для технологического передела от внутреннего поставщика (процесс 1), затем в ходе процесса 2 эта заготовка перерабатывается и затем передается внутреннему потребителю (процесс 3). При этом качество заготовки определяет не ОТК, а сами владельцы процессов. И они вправе не принимать бракованную продукцию от своих клиентов, что будет серьезным тормозом браку.

2. Работу с внешними поставщиками, сырье которых, как мы помним, является главной причиной брака, необходимо строить по принципу взаимовыгодных отношений. А чтобы это работало, нужно регулярное проведение аудита поставщиков 3-й стороной с участием представителей производства предприятия, которые с этим сырьем будут непосредственно работать.

Вот тогда проблема брака будет точно решена.

Язык статьи:
Действия с выбранными: