По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113.004.5 (076.5)

Бортовая диагностика автомобилей

В. Э. Шалимов д-р техн. наук, Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России, г. Бронницы, Россия, e-mail: badim62@mail.ru
А. И. Дворцов e-mail: a.i.dvortsov@mail.ru

В статье рассмотрена история развития автомобильных бортовых систем контроля начиная с конца 1960-х годов до настоящего времени, дана оценка их эффективности. Описаны перспективные направления развития бортовых систем контроля технического состояния с использованием глобальных систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS, технология «дополненной реальности».

Литература:

1. Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля. — М.: Солон-Пресс, 2003.

2. Уве Рокош. Бортовая диагностика. Перевод с нем. ООО «СтарСПб». — М.: ООО «Издательство «За рулем», 2013.

3. Шипилевский Г.Б., Архипов В.С. Перспективы развития диагностики технического состояния тракторов на основе бортовых электронных средств // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2004, №7.

4. Соснин Д. А. Автотроника: Учебн. пособие. — М.: «Солон-Р», 2001.

Как известно, современный автомобиль чрезвычайно насыщен электронными системами, которые значительно улучшают его технические и эксплуатационные показатели. Доля электроники уже сегодня составляет до 40% от стоимости некоторых автомобилей. В ближайшем будущем без электроники, особенно в двигателе уже ничего не будет регулироваться и контролироваться. Диагностирование электронных систем автомобиля является очень важной задачей при их эксплуатации в современных условиях. Наиболее сложным является диагностирование систем управления двигателем и здесь главную роль играет бортовая диагностика.

Бортовая диагностика (OBD), это автомобильный термин, который имеет прямое отношение к системе самодиагностики автомобиля [1]. Количество диагностической информации сильно изменилось с момента появления первых систем вначале 1980-х гг. Первые OBD управляли включением индикаторной лампы неисправности, при возникновении поломки, но информация, связанная с возможной причиной неисправности, в этих системах отсутствовала. Современные системы OBD используют стандартный цифровой разъем для передачи данных в режиме реального времени и диагностических кодов неисправности, которые позволяют быстро выявить неисправность и найти способ ее устранения.

История развития бортовых систем контроля тесно связана с развитием моторостроения. Две мировые войны, за которыми следовали годы кризиса и подъема, одновременно и стимулировали, и в то же время тормозили технический прогресс. Многие системы, предлагаемые как «новые», зачастую были изобретены давно, но не находили практического применения. Иногда разработки оказывались ненадежными из-за некачественных материалов или требовали слишком больших производственных издержек. Новые материалы и стремительный прогресс в электронике открыли для многих разработок новые перспективы. Внедрение новых технологий и систем теперь происходит через все более короткие промежутки времени.

Впервые бортовой компьютер с функцией сканирования электронных систем подачи (впрыска) топлива был установлен фирмой Фольксваген на выпускаемых автомобилях. В 1969 г. появляется простейшая система OBD, в которой отсутствовал стандартный протокол мониторинга и передачи данных.

Для Цитирования:
В. Э. Шалимов, А. И. Дворцов, Бортовая диагностика автомобилей. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: