Как известно, современный автомобиль чрезвычайно насыщен электронными системами, которые значительно улучшают его технические и эксплуатационные показатели. Доля электроники уже сегодня составляет до 40% от стоимости некоторых автомобилей. В ближайшем будущем без электроники, особенно в двигателе уже ничего не будет регулироваться и контролироваться. Диагностирование электронных систем автомобиля является очень важной задачей при их эксплуатации в современных условиях. Наиболее сложным является диагностирование систем управления двигателем и здесь главную роль играет бортовая диагностика.
Бортовая диагностика (OBD), это автомобильный термин, который имеет прямое отношение к системе самодиагностики автомобиля [1]. Количество диагностической информации сильно изменилось с момента появления первых систем вначале 1980-х гг. Первые OBD управляли включением индикаторной лампы неисправности, при возникновении поломки, но информация, связанная с возможной причиной неисправности, в этих системах отсутствовала. Современные системы OBD используют стандартный цифровой разъем для передачи данных в режиме реального времени и диагностических кодов неисправности, которые позволяют быстро выявить неисправность и найти способ ее устранения.
История развития бортовых систем контроля тесно связана с развитием моторостроения. Две мировые войны, за которыми следовали годы кризиса и подъема, одновременно и стимулировали, и в то же время тормозили технический прогресс. Многие системы, предлагаемые как «новые», зачастую были изобретены давно, но не находили практического применения. Иногда разработки оказывались ненадежными из-за некачественных материалов или требовали слишком больших производственных издержек. Новые материалы и стремительный прогресс в электронике открыли для многих разработок новые перспективы. Внедрение новых технологий и систем теперь происходит через все более короткие промежутки времени.
Впервые бортовой компьютер с функцией сканирования электронных систем подачи (впрыска) топлива был установлен фирмой Фольксваген на выпускаемых автомобилях. В 1969 г. появляется простейшая система OBD, в которой отсутствовал стандартный протокол мониторинга и передачи данных.