Евгений Лоскутов — по-настоящему русский живописец. Скромные луговые цветы, поля, речки, заснеженные леса — этот столь любимый и узнаваемый образ России схвачен им на удивление верно и правдиво. Человек, не познавший, не впитавший ту энергетику природы, что разлита вдали от шумных и суетных мегаполисов, вряд ли сможет когда-нибудь передать красоту лирического пейзажа так, как это умеет делать Лоскутов. Вместе с тем, автор предельно прост и эта творческая простота есть еще одна особая грань его таланта. В отличие от многих современных художников, которые трансформируют реальность, открывая в ней некую «вторую», потаенную субъективную видимость, он, напротив, освобождает восприятие натуры от всего внешне привнесенного. Словно и вовсе не ищет каких-то трансцендентных начал, обращаясь к реальным образам природы. Благодаря последнему, полотна Лоскутова почти не нуждаются в вербальном контексте. Тут царство визуальности как таковой. По картинам Лоскутова можно было бы составить календарь среднерусской природы в ее постоянном цикличном круговороте, где день за днем открывается главное — вечное. Ведь у природы нет истории. Примечательно, что у Евгения Лоскутова действительно есть серия, состоящая из 365 пленэрных этюдов на каждый день года. Некоторые работы даже сопровождают народные приметы и обычаи. Например, чистить снег на Руси начинали с 12 декабря (29 ноября по старому стилю) — на Парамонов день.
Евгений Лоскутов родился в Краснодаре, всю жизнь прожил на Урале, а профессиональное художественное образование получил в Таджикистане. Этот географический контраст сыграл свою роль в судьбе художника. В Душанбе он попал во время службы в рядах Советской армии, там же поступил в Республиканское художественное училище им. Олимова, а после окончания учебы вновь вернулся на Урал. По-южному интенсивная, насыщенная живопись Лоскутова заметно отличалась от уральской школы, где в основном преобладали сдержанные и сумрачные тона. «В Таджикистане почти всегда солнечно, и я привык писать ярко, сочно. Когда я в первый раз представил свои работы на Урале для выставки, то выставком не хотел поначалу их брать. Говорили, так ярко не бывает», — рассказывает художник. Однако в своем творчестве Лоскутов всё же следовал традициям русского реализма, не уходя в декоративизм и орнаментику Востока.